На прошлой неделе Гильермо дель Торо исполнился 51 год, и тогда «365» пересмотрел его лучшие фильмы, чтобы понять особенность его режиссерского мастерства. Сегодня снова есть повод вспомнить дель Торо: в российском прокате выходит долгожданный готический хоррор – «Багровый пик», после просмотра которого понимаешь, почему же в рамках рекламной компании его определили как «самый шедевральный» фильм режиссера.
По сюжету Эдит Кушинг рано лишается матери, и это дает ей уникальную способность видеть призраков. Позже, когда Эдит вырастает и становится привлекательной, но чудной для светского общества девушкой (подумать только: женщина – но пишет не любовные романы, а романы о призраках, возмутительно!), в город приезжает английский баронет Томас Шарп. Эдит влюбляется в Шарпа, узнав в нем такого же мечтателя, как и она сама. Их отношения стремительно развиваются, и после свадьбы супруги уезжают в английское поместье Аррендейл. Все бы хорошо, но особняк разваливается, а у Томаса еще есть ревнивая и холодная сестра Люсиль, с которой Эдит никак не может найти общий язык. Чтобы разгадать все загадки таинственного дома Шарпов, Эдит на помощь приходит ее дар общения с призраками, которые настойчиво хотят её о чем-то предупредить.
В одном из интервью дель Торо рассказал, что его новая картина возрождает «незаслуженно забытый жанр» — готическую сказку, которую режиссёр любит с детства. Для зрителя подобный жанр интересен в первую очередь тем, что фильмов подобного рода выпускается сравнительно мало. Согласитесь, сейчас про космос фильмов выходит больше, чем про готические особняки. А собственно фильмы ужасов стали чем-то, что призвано щекотать нервы так сильно, чтобы человек потом спать не мог без света и непроизвольно дергался при скрипе двери. Ужасы Гильермо дель Торо в этом смысле уникальны, потому что, по его мысли, страх должен быть красивым. Можно сказать, что готика как стиль идеально подходит этому режиссёру, который умеет показать эстетику мрачного и потустороннего мира. Поэтому его кино не одарит нас нервным тиком, но даст визуально насладиться.
«Багровый пик» — это настоящее произведение искусства, где каждый кадр может быть полноценной картиной. Визуальная сторона фильма продумана до мелочей: так, особняк Шарпов полностью строился в натуральную величину в Торонто, и красная глина на самом деле вытекала из-под половиц дома у актёров под ногами. Костюмы каждого персонажа идеально вписываются в обстановку, которая символично обыграна. Например, цветовая гамма первой части фильма, где действие происходит в Америке, преимущественно теплых, желто-золотистых оттенков, а вторая часть, где герои уже в Англии, насыщена холодными, темными цветами. Призраки в фильме выглядят и отталкивающе, и завораживающе одновременно: вроде бы, это застигнутые в момент разложения тела, но контур их очертаний так изящно прорисован, что глаз не оторвать.
История Эдит представляется как сюжет книги, которую она, в конце концов, написала. Как и в «Лабиринте фавна», здесь происходит игра со зрителем: на самом ли деле происходят события повествования? Сама Эдит еще в начале фильма говорит о том, что призраки – это метафоры, а вот являются ли они таковыми в доме Шарпов? Исчерпывающе на эти вопросы ответить нельзя, потому как Гильермо дель Торо предлагает окунуться в загадочный мир романа Эдит Кушинг (а точнее, в его собственный) полностью, оставляя простор для дальнейших интерпретаций. Лично я близка к тому, чтобы трактовать эту готическую сказку, как она есть, та или иная визуализированная метафора есть прежде всего идея, а визуальное ее воплощение в данном случае отбрасывать совсем не хочется. Оно, во-первых, очень красиво, а сухой аналитический подход эту красоту разрушит.
Продолжая разговор о единстве, стоит сказать, что главные герои истории совершенно не делятся на хороших и плохих. Однозначность их характеров и поступков заставила бы всю картину потускнеть. Если говорить о персонажах подробней, то следует отметить то, что дель Торо отдельно работал с каждым актёром, заранее выдавая ему написанную биографию героя. С Томом Хиддлстоном пришлось заняться отдельно, потому как изначально на роль Томаса Шарпа рассматривался Бенедикт Камбербэтч. Но в ходе подготовки фильма Камбербэтч снялся с проекта, и его место занял Хиддлстон. По признанию самого режиссёра, Том Хиддлстон, знакомый нам по персонажу Локи из экранизации комиксов Marvel, сделал своего персонажа более мягким, чем задумывалось. Томас Шарп – это элегантный, умный и противоречивый молодой человек, которому есть, что скрывать. Несмотря на внешнюю закрытость, в нем то и дело прорывается живое, подлинное чувство, и обаянию этого персонажа невозможно не поддаться.
Сестру Томаса, Люсиль, несмотря на однозначно дурные поступки и тягу к крайней жестокости, отрицательным персонажем тоже не назовешь. Она творчески одарена, у нее есть воображение и цепкость ума, но загадочное прошлое сломало её. Роль Люсиль досталась Джессике Честейн, которая может быть знакома зрителю по фильмам «Интерстеллар» и «Марсианин». Сама Честейн об этой роли отзывается с восторгом, говоря о том, что каждый поступок Люсиль продиктован прежде всего любовью.
Эдит Кушинг, которой предстоит разгадать загадки дома Шарпов, сыграла Миа Васиковска, известная по роли Алисы в фильме Тима Бёртона 2010 года. Эдит – мечтательница, лишенная при этом смелости и решительности. Ее душевная щедрость и теплота во многом сильно влияет на Томаса Шарпа, преображая его. Стоит отметить, что Эдит и сама преображается – из наивной и немного мнительной девушки, к концу фильма героиня готова на всё ради спасения.
Любопытными являются образы насекомых, которые проходят через весь фильм. Эдит ассоциируется с хрупкой бабочкой, попавшей в ловушку, и именно поэтому ее платье в стенах особняка Аррендейл – черно-желтое, как крылья той бабочки, которую съедают муравьи в начале фильма. Люсиль – это олицетворение черного мотылька, лишенного красоты, живущего во мраке и сырости. Мрак и сырость – это родовое поместье, в котором Люсиль живет с рождения и органично в него вписывается в своем обтягивающем темном платье. Сам дом Шарпов кишит насекомыми: целые стены заполнены дрожащими мотыльками, рисунок бабочек на обоях, мухи лежат на туалетном столике. Насекомые, с одной стороны, напрямую связаны с главными героинями, подчеркивая их противоположность, а с другой – обилие насекомых говорит о загадочности того места, в которое попала Эдит.
Не обошлось в этом фильме дель Торо и без жестокости: хруст костей, звук рвущейся кожи, льющаяся кровь — тут этого достаточно, поэтому за сеанс вздрогнете не один раз. С другой стороны, должно же как-то объясняться возрастное ограничение 18+?..
«Багровый пик» — однозначно рекомендованная к просмотру картина Гильермо дель Торо. Она может понравиться поклонникам «Лабиринта фавна», потому что здесь, несмотря на иной сюжет и стиль, прослеживаются те же темы и соблюдена та же гармония между красотой и смыслом. Фильм смогут оценить также поклонники наследия готической прозы (от Хораса Уолпола до Эдгара Аллана По) и любители викторианской эпохи. Если же отходить от индивидуальных предпочтений, то «Багровый пик» придется по сердцу всем мечтателям и ценителям хорошего кино.
Текст: Татьяна Швалёва