Хроники Триера: из любимчика в персону «нон-грата»

7 мая 2018, 17:47

Скандальный и провокационный режиссер Ларс фон Триер возвращается на Каннский фестиваль после семи лет изгнания за неуместную шутку об Адольфе Гитлере.

Это будет юбилейный, десятый, кинофестиваль, в котором Ларс фон Триер примет участие. Датский кинорежиссер считался любимчиком кинофестиваля в Каннах до того, как стал персоной «нон-грата».

1984

«Элемент преступления» — дебют фон Триера в «большом кино» и первая картина трилогии «Е». В центре сюжета вернувшийся из Каира в Европу следователь, которому поручено раскрыть важное дело. Несколько месяцев маньяк зверски убивает девушек, продающих лотерейные билеты. У полиции нет ни одной зацепки, поэтому следователь решает использовать новый метод сыска — перевоплощение в преступника. Однако он недооценивает мастерство настоящего убийцы.
Желто-коричневые тона этого фильма определяют будущее творчество фон Триера как зловещий нуар с нотками сюрреализма. Фильм был номинирован на «Золотую ветвь» на Каннском фестивале, но заполучил лишь второй по значимости приз — «Гран-при фестиваля».

1991

«Европа» — вторая часть трилогии «Е». Действия развиваются после Второй мировой войны. Главный герой — молодой американец — приезжает в Германию за своим счастьем. Горячо влюбляется в роковую красотку, которая втягивает его в профашистский заговор. Сюрреалистических сцен в этом фильме становится все больше. Нуар прогрессирует благодаря черно-белым мрачным кадрам. Ларс фон Триер все четче обозначает свой стиль — удушливо темный фильм с мельчайшими пролесками света, который будет угнетать своей мрачностью.
Также номинированный на «Золотую ветвь» на Каннском фестивале фильм «Европа» выигрывает «Приз жюри», «Приз за художественный вклад» и «Гран — при фестиваля».

1996

«Рассекая волны» — история религиозной женщины, муж которой остался инвалидом после страшнейшей аварии. Чтобы заставить самого себя жить, муж настаивает на том, чтобы женщина нашла себе любовника. Неотъемлемая часть стиля фон Триера — затрагивать тяжелые жизненные вопросы  и ситуации, будь то секс, религия или безысходность.
Фильм опять не дотягивает до «Золотой ветви» и берет лишь второй по значимости приз — «Гран — при фестиваля».

1998

«Идиоты» — умело притворяющаяся душевнобольными компания друзей проводит время весело. Идиотам же позволено все: и крушить все, что стоит на пути и даже заниматься групповым сексом. Однако своеобразная игра быстро перестает быть веселой.
Яркий по краскам фильм на Каннском фестивале был выдвинут на премию «Золотая ветвь», однако не получил ни одного приза.

2000

«Танцующая в темноте» — на съемках Триер постоянно спорил с исполнительницей главной роли — Бьорк. Фильм показывает нам чешскую эмигрантку, которая слепнет. Она продолжает работать только ради операции для сына, который также слепнет. И в момент, когда перед ней встаёт выбор: потратить заработанные деньги на адвоката, который спас бы её от смертной казни, или на операцию сыну, она выбирает сына.
Возможно, именно из-за разногласий с Бьорк фильм вышел шедевральным и завоевал «Золотую ветвь» на Каннском кинофестивале.

2003

«Доггвиль» — в фильме рассказывается о девушке, которая скрывается от гангстеров в городе под названием Доггвиль («собачий город», если дословно). Она готова выполнять любые просьбы горожан лишь бы её не выдали, а те этим пользуются. Но никто до конца не знает, чем это все кончится.
Датский режиссёр в этом фильме отображает все плохие черты общества, всю его гниль. Несмотря на то, что Ларс фон Триер уже стал любимчиком Каннского кинофестиваля, фильм «Доггвиль» не выиграл ни в одной номинации.

2005

«Мандерлей» — продолжение пресловутого «Доггвиля», в котором главная героиня по имени Грейс переехала на юг страны на плантации Мандерлей. Там все еще правит рабство. Черные рабы прислуживают белым хозяевам. Грейс решает изменить сложившиеся порядки и сделать рабов свободными людьми. Но готовы ли рабы стать свободными?
К сожалению и этот год не приносит фон Триеру никаких наград на Каннском кинофестивале.

2009

kinopoisk.ru

«Антихрист» — новый виток в творчестве датского кинорежиссера. В какой-то степени фильм «Антихрист» можно назвать фильмом ужасов. После смерти ребенка родители постепенно теряют рассудок. Они отчаянно пытаются бороться с этим, но тщетно.
Трагичность и депрессивность фильма связанна с тем, что Триер сам находился в постдепрессивном состоянии.
Из-за того, что содержание вызвало сомнение у критиков фильм не стал победителем Каннского кинофестиваля.

2011

«Меланхолия» — после объявления о том, что планета «Меланхолия» движется к Земле и скоро произойдет конец света, две сестры начинают отчаянно нуждаться друг в друге. Одна впадает в депрессию, в то время, как другая старается сохранять спокойствие. Но в итоге они меняются ролями.

На пресс-конференции посвященной фильму Триер, рассказывая о своих немецких корнях сказал, что симпатизирует Гитлеру и отчасти сам является нацистом. Эта фраза сделала его персоной «нон-грата» и дорога на Каннский фестиваль отныне была для него закрыта.

2018

Спустя 7 лет изгнания Триеру разрешили принимать участие в Каннском кинофестивале и показать фильм во внеконкурсной программе.
На предстоящем кинофестивале кинорежиссер выступит с фильмом «Дом, который построил Джек». Это история человека, который за 12 лет превратился в настоящего маньяка. Как говорит сам Ларс фон Триер на создание фильма его вдохновило избрание Трампа президентом Соединенных Штатов.

Текст: Виталия Лисицына

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ