В первую очередь, конечно же, это уникальные спецэффекты. В юности он учился мастерству создания грима и спецэффектов под руководством Дика Смита, создателя образов к фильму «Экзорцист». Проработав десять лет гримёром, дель Торо создал собственную компанию по созданию спецэффектов Necropia, что позволило ему участвовать в создании множества фильмов и сериалов, в том числе и легендарной серии «Байки из склепа». Данный опыт, несомненно, повлиял на творчество дель Торо. Режиссер прорабатывает внешность персонажей до мелочей, поэтому каждый его фильм обладает уникальным визуальным стилем. Вампиры из сериала «Штамм», монстр с глазными яблоками на ладонях из «Лабиринта фавна», фантастические кайдзю из «Тихоокеанского рубежа» — эти неизгладимые из памяти зрителей образы являются плодом тщательной работы дель Торо.
Другая составляющая мастерства режиссера заключается в способности умело играть с реальностью. Многими исследователями отмечается, что дель Торо часто делает главным героем своих произведений ребенка, который становится проводником между двумя мирами. Это мы наблюдаем в фильмах «Лабиринт фавна» и «Хребет дьявола». В этих картинах реальный мир плавно переходит в ирреальный, фантастический, и этот переход столь незаметен, что у зрителя рождается вопрос: какой же из двух миров является основным, «нормальным»? Ответ, в принципе, простой : обе реальности в мире Гильермо дель Торо являются равноправно существующими, в этом и состоит их прелесть. Маленькая Офелия — не безумная девочка, которая в ветках деревьев видит рога фавна, она и есть самая настоящая принцесса Подземного мира. Это необходимо учитывать при ознакомлении с творчеством режиссера и без недоверия («Все сошли с ума, и это сейчас выяснится») наслаждаться просмотром его картин.
В игре с реальностью кроется другая черта мастерства дель Торо — это доля абсурда, которая также присутствует в практически каждом фильме режиссера. Стоит посмотреть короткометражку «Геометрия» 1987 года, которая одновременно и пугает, и поражает нелепостью происходящего: подросток настолько устал от геометрии, что решил обратиться к дьявольским силам. Абсурд в том или ином виде объясняет тот факт, что фильмы Гильермо дель Торо не только пугают, но еще и веселят и заманивают в свой противоречивый причудливый мир.
Стоит также отметить, что режиссер не только снимает, но и пишет сценарии для фильмов. На рассвете своего творческого пути Гильермо дель Торо много занимался журналистикой. Может, именно поэтому сюжеты написанных им картин так увлекательно завернуты и оригинальны. Так, он написал сценарии к «Хеллбою» (который, к слову, является лучшей адаптацией комиксов в кино), «Хроносу», «Мутантам», «Лабиринт фавна». Одним из любимых режиссеров дель Торо является Альфред Хичкок, а поэтому можно сказать, что у Хичкока мастер поучился саспенсу. Сериал «Штамм» представляет собой историю об эпидемии, которая сюжетно отсылает нас к «Птицам» Хичкока. К слову, отсылку к этому фильму Гильермо дель Торо делает в ролике-вступлении к «Симпсонам».
Вообще, говоря о специфике стиля режиссера, стоит сказать об его особом восприятии. Очевидно, что дель Торо больше увлечен темной, фантастической стороной нашего мира. Основными и самыми красочными персонажами его картин являются разнообразные монстры, которые в равной степени могут как пугать, так и внушать симпатию. В одном из интервью дель Торо признается, что в фильмах его пугают больше люди, а не монстры, что говорит о своеобразной философии. Снимая фантастику, режиссер задумывается не только о визуальной стороне фильма, но и о внутренней его составляющей, часто затрагивая привычные и человеческие вопросы: жестокость, война, равнодушие.
Будущая картина Гильермо дель Торо «Багровый пик», которая выйдет 15 октября, представляет собой готическую историю с любовной линией. По словам самого режиссера, эта картина связана с его любимым в детстве жанром — готической сказкой, и соединяет в себе американский масштаб с европейской эстетикой.
Текст: Татьяна Швалёва