Тим Бёртон: что для одного – сумасшествие, для другого – реальность

25 августа 2015, 17:24

Сегодня, 25 августа, американскому режиссеру Тимоти Бёртону исполняется 57 лет. «365» отобрал его самые «фатальные» шедевры, чтобы завлечь вас в иной мир, а именно – в невероятный мир Тима Бёртона!

Самый загадочный режиссер планеты, Тим Бёртон со своего дебюта в 1971 году (короткометражка «Остров доктора Агора») не перестает удивлять своим кино весь мир. С 1979 года Бёртон работал мультипликатором и дизайнером персонажей, потом попробовал себя аниматором в студии Диснея, а затем снял первую экранизацию сказки — фильм «Гензель и Гретель». Вслед за этим Тим Бёртон снял свое следующее «мрачное» творение – шестиминутный мультфильм «Винсет»…

Стиль Тима Бёртона

Тим Бертон во время работы над короткометражкой "Винсент", 1982 год

Тим Бёртон во время работы над короткометражкой «Винсент», 1982 год

Как вы могли заметить, у Бёртона весьма мрачный стиль в одежде: темные очки, строгий черный пиджак, неряшливо-расчесанные волосы… Это и дает особый эффект «таинственности», однако режиссер таковым себя не считает:

«Я не темный человек, и я не считаю себя темным».

В каждой своей «особенной» картине Бёртон делает главного героя тоже «особенным», резко не похожим на людей, которые живут в реальности. Контраст того, что мы видим на экране и того, что окружает нас в действительности, как бы перемещает нас в другое пространство…

Рисунок Тима Бертона к "Винсенту", 1982 год

Рисунок Тима Бёртона к «Винсенту», 1982 год

Гениальность Тима Бёртона

Кадр из фильма "Битлджус", 1988

Кадр из фильма «Битлджус», 1988

Режиссеру было около тридцати, когда вышел его «самый жуткий фильм» (по мнению поклонников) — «Битлджус». В этой картине вы увидите очень простую мораль: смерть – это плохо, а жизнь – прекрасно, хотя, конечно, это только мнение автора. Благодаря своей фантазии, Бёртон просто и гениально обыгрывает историю, у других режиссеров выглядевшую бы нелогично. Он рассказывает о необыкновенной судьбе молодой супружеской пары, Адама и Барбары Мейтленд, которым после несчастного случая приходится возвращаться домой приведениями… Но! Для них выпадает шанс вызвать самого зловещего «био-экзорциста», чтобы помочь выселить из их дома другую, уже обосновавшуюся в комнатах, семью. Надо просто позвать этого «экзорциста» вслух три раза: Битлджус, Битлждус, Битлджус! И вот тут начинают твориться жуткие вещи.

Тим Бертон, Винсент Прайс и Джонни Депп на съемках фильма "Эдвард Руки-Ножницы", 1990

Тим Бёртон, Винсент Прайс и Джонни Депп на съемках фильма «Эдвард Руки-Ножницы», 1990

«Эдвард руки-ножницы» — картина о том, как сложно жить в обществе, которое не понимает даже самых простых вещей и живет стереотипами, которые насаждаются людям с самого детства. Юношу Эдварда, которому умерший хирург не успел пришить нормальные, человеческие руки, оставив его с руками-ножницами, жители городка видят ужасным и зловещим человеком. Это, может быть, и есть главная цель фильма: показать, как комфортно и уютно можно жить, ограничивая себя рамками предубеждений. В то же время главный персонаж, Эдвард, «верующий всем и боящийся всего», не понимает, как эти «людишки» живут, как они ведут себя: неужели они ничего не видят перед собой, что творится и к чему они сами себя ведут?

Кадр из мультфильма "Кошмар перед рождеством", 1993

Кадр из мультфильма «Кошмар перед рождеством», 1993

«Кошмар перед Рождеством» — очаровательная сказка Бёртона, которая рассказывает нам о темном царстве Хэллоуин, где правит король страхов и ужасов Джек Скелингтон. В канун Рождества он совершено случайно попадает в другой мир, где царит радость, добро и спокойствие. Это так понравилось Джеку, что он решил попробовать себя в роли Сэнди Клауса…

Тим Бертон и Юэн МакГрегор на съемках фильма "Крупная рыба"

Тим Бёртон и Юэн МакГрегор на съемках фильма «Крупная рыба»

В фильме «Крупная рыба» вы сможете найти философию «крупной рыбы». Трогательная история об Эдварде Блуме и о его «фантазиях», о человеке, которому удалось сохранить «особое восприятие мира». У каждого есть шанс жить в мире, полном волшебства, главное — захотеть! Эта та сказка в которой хочется именно «побывать». У Бёртона получилось сделать так, чтобы мы прочувствовали, ощутили все чудеса этой истории и захотели вернуться.

Кадр из фильма "Алиса в Стране чудес", 2010 год

Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес», 2010 год

Когда стало известно, что Тим Бёртон взялся за экранизацию «Алисы в стране чудес«, все, даже ярые противники творческого подхода режиссера, стали с нетерпением ждать картины. Однако итог, вопреки ожиданиям фанатов и критиков, оправдался 50/50: великолепные костюмы и «очень Бёртоновские», масштабные и продуманные декорации и спецэффекты. Но и только. Воспользовавшись кэрроловской игрой мысли, Бёртон «основал» свой фильм в Стране чудес, рассказав, впрочем, совершенно свою историю со своей моралью.

Чуть-чуть о любви

Когда Тим Бёртон только начинал свою карьеру режиссера, Лиза Мэри (первая жена Бёртона) была для него музой, она снималась в таких картинах, как «Эд Вуд», «Марс атакует!», «Сонная лощина» и «Планета обезьян». Но их союз после выхода фильма «Планета обезьян» распадается.

Тим Бертон и Хелена Бонэм-Картер на премьере фильма "Мрачные тени", 2009 год

Тим Бёртон и Хелена Бонэм-Картер на премьере фильма «Мрачные тени», 2009 год

Вторая жена Тима Бёртона Хелена Бонэм Картер оказала большое влияние на творчество режиссера, она была в таких картинах, как «Крупная рыба», «Труп невесты», «Чарли и шоколадная фабрика», «Суини Тодд демон-парикмахер с Флит Стрит», «Алиса в стране чудес» и «Мрачные тени». Но, к сожалению, Тим Бёртон и Хелена Бонэм Картер расстались после 13 лет совместной жизни.

Текст: Елена Торон

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ