Фестиваль «2morrow»: 5 причин полюбить короткометражное кино

21 октября 2015, 15:20

«365» любит не только полнометражное, но и короткометражное кино. В прошедшие выходные наш корреспондент Александра Эрднеева отправилась смотреть короткометражные фильмы weekend-программы фестиваля независимого кино «2morrow» и теперь рассказывает, почему короткометражки это здорово.

Программа короткого метра фестиваля «2morrow» поражает большим выбором. Неискушенный зритель имеет возможность посмотреть конкурсные фильмы, а также работы мастерских Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, Дмитрия Мамулии, Алексея Попогребского, Александра Сокурова и братьев Котт. «365» посмотрел некоторые фильмы фестиваля и сформулировал 5 причин, почему стоит поближе ознакомиться с данным жанром.

Причина №1 – простор для творчества

Кадр из фильма "Тарантул"

Кадр из фильма «Тарантул»

Для выпускников режиссерских факультетов и кинематографичных школ курсовой или дипломной работой является короткометражный фильм. За ограниченное количество времени, режиссер должен раскрыть тему и полноценно рассказать историю. Ограничения во времени, дают простор для воображения и смекалки. Например, обычный шкаф становится поводом для трех сестер вспомнить былую жизнь, как в случае работы Дарьи Аксеновой «В шкафу». В «Тарантуле» бразильских режиссеров Али Муритиба и Марьи Калафанге история одноногой девочки причудливым образом переплетается с легендой о похитителе детских ножек, что напоминает фильм ужасов. Самодельные тюремные татуировки и бракованные цветастые газеты порой могут больше поведать о жизни страны, как в случае с «Впечатлением от войны» колумбийца Камило Рестрепо.

Причина № 2 – оттачивание мастерства

Кадр из фильма "Впечатление от войны"

Кадр из фильма «Впечатление от войны»

Короткометражные работы — отличный полигон для режиссерских экспериментов. Показанные в рамках фестиваля «А мир бежит, бежит…» братьев Дарденн, «Третий мир» Апичатпонга Вирасетакуна («365» посмотрел и полнометражную работу режиссера «Кладбище великолепия»), «Москва» Бакура Бакурадзе («Брат Дэян» грузинского режиссера стал фильмом-открытием фестиваля 2morrow) помогают лучше понять столь неповторимый стиль режиссеров.

Причина №3 – репетиция перед полнометражным фильмом

Кадр из фильма "Восточный рабочий"

Кадр из фильма «Восточный рабочий»

Короткометражные фильмы могут стать основой для полнометражной ленты. Так было с «Одержимостью» Дэмьена Шазелла, который не смог найти финансирование для проекта, и в итоге снял короткометражку. После премьеры на фестивале Санденс, режиссер смог собрать необходимую сумму.

«Глухота» с ее короткой зарисовкой жизни слабослышащих подростков стала для Мирослава Слабошпицкого определяющей работой в творчестве. После нее, режиссер снял скандальный полнометражный фильм «Племя», который произвел фурор на кинофестивалях.

Короткометражка «Когда Мэри видели в последний раз» Шона Даркина легла в основу психологического триллера «Марта, Марси Мэй, Марлен», который был тепло встречен публикой и получил 22 награды на международных фестивалях.

Причина №4 – непростые темы

Кадр из фильма "А мир бежит, бежит..."

Кадр из фильма «А мир бежит, бежит…»

В короткометражном кино находят отражения разные темы. Несмотря на ограниченное время, режиссер умудряется соблюсти все законы полнометражного жанра, порой даже превосходя собрата в раскрытии образа и темы. В случае с «Восточным рабочим» поднимается злободневная тема мигрантов. Только режиссер Егор Шевченко смотрит на взаимоотношения приезжих и местных жителей с точки зрения искусства. В «Моей приемной сестре» Яны Исаенко, главная героиня Регина делает успехи в балете, но поражает преподавателей школьной неуспеваемостью и сложным характером. В студенческих работах мастерской Александра Сокурова отчетливо прослеживается быт и жизнь кавказского региона.

Причина №5 – элегантность изложения

Кадр из фильма "Десять зданий спустя"

Кадр из фильма «Десять зданий спустя»

Жесткие требования жанра накладывают особый отпечаток на короткометражные работы. Здесь нельзя растягивать повествование или «подгонять» финал. Все должно быть структурировано и распределено по времени. В «Спасении» Бена Зайтлина рассказывается история наводнения в Новом Орлеане. За короткий промежуток времени, зритель может посмотреть динамичную и насыщенную событиями историю, которую предприимчивый продюсер мог бы растянуть на целый сезон. Герой «Ямахи» Инны Омельченко грезит о музыкальной карьере. Он бросает все, чтобы стать ближе к заветной цели. Смахивает на байопик известного музыканта, не так ли? А как вам сампровозглашенный психотерапевт и медиум Резо из «Дорогого Резо» Гиума Джохадзе, который помогает отчаявшимся женщинам, но в своей жизни не может навести порядок? Это же полноценная история человеческого одиночества в духе Вуди Аллена.

Тема творчества и музы не остается незамеченной и филигранно обыграна в цикле «Прототипы» мастерской Алексея Попогребского. Студенты мастерской «поиграли» с писательским воображением: персонажи книг оживали, диктовали условия и даже соблазняли создателей. И все это в рамках короткометражки!

Не секрет, что минимализм набирает популярность. На смену стилю «дорого-богато» приходят сдержанность и функциональность. Кинематограф не отстает от прогресса и переживает усиленную трансформацию: большую популярность набирают показы короткометражек со всего света Future shorts, известные режиссеры охотно экспериментируют в малом жанре, а сотрудничеством бренда виски Jameson с молодыми режиссерами уже никого не удивишь.

 Текст: Александра Эрднеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ