Программа короткого метра фестиваля «2morrow» поражает большим выбором. Неискушенный зритель имеет возможность посмотреть конкурсные фильмы, а также работы мастерских Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, Дмитрия Мамулии, Алексея Попогребского, Александра Сокурова и братьев Котт. «365» посмотрел некоторые фильмы фестиваля и сформулировал 5 причин, почему стоит поближе ознакомиться с данным жанром.
Для выпускников режиссерских факультетов и кинематографичных школ курсовой или дипломной работой является короткометражный фильм. За ограниченное количество времени, режиссер должен раскрыть тему и полноценно рассказать историю. Ограничения во времени, дают простор для воображения и смекалки. Например, обычный шкаф становится поводом для трех сестер вспомнить былую жизнь, как в случае работы Дарьи Аксеновой «В шкафу». В «Тарантуле» бразильских режиссеров Али Муритиба и Марьи Калафанге история одноногой девочки причудливым образом переплетается с легендой о похитителе детских ножек, что напоминает фильм ужасов. Самодельные тюремные татуировки и бракованные цветастые газеты порой могут больше поведать о жизни страны, как в случае с «Впечатлением от войны» колумбийца Камило Рестрепо.
Короткометражные работы — отличный полигон для режиссерских экспериментов. Показанные в рамках фестиваля «А мир бежит, бежит…» братьев Дарденн, «Третий мир» Апичатпонга Вирасетакуна («365» посмотрел и полнометражную работу режиссера «Кладбище великолепия»), «Москва» Бакура Бакурадзе («Брат Дэян» грузинского режиссера стал фильмом-открытием фестиваля 2morrow) помогают лучше понять столь неповторимый стиль режиссеров.
Короткометражные фильмы могут стать основой для полнометражной ленты. Так было с «Одержимостью» Дэмьена Шазелла, который не смог найти финансирование для проекта, и в итоге снял короткометражку. После премьеры на фестивале Санденс, режиссер смог собрать необходимую сумму.
«Глухота» с ее короткой зарисовкой жизни слабослышащих подростков стала для Мирослава Слабошпицкого определяющей работой в творчестве. После нее, режиссер снял скандальный полнометражный фильм «Племя», который произвел фурор на кинофестивалях.
Короткометражка «Когда Мэри видели в последний раз» Шона Даркина легла в основу психологического триллера «Марта, Марси Мэй, Марлен», который был тепло встречен публикой и получил 22 награды на международных фестивалях.
В короткометражном кино находят отражения разные темы. Несмотря на ограниченное время, режиссер умудряется соблюсти все законы полнометражного жанра, порой даже превосходя собрата в раскрытии образа и темы. В случае с «Восточным рабочим» поднимается злободневная тема мигрантов. Только режиссер Егор Шевченко смотрит на взаимоотношения приезжих и местных жителей с точки зрения искусства. В «Моей приемной сестре» Яны Исаенко, главная героиня Регина делает успехи в балете, но поражает преподавателей школьной неуспеваемостью и сложным характером. В студенческих работах мастерской Александра Сокурова отчетливо прослеживается быт и жизнь кавказского региона.
Жесткие требования жанра накладывают особый отпечаток на короткометражные работы. Здесь нельзя растягивать повествование или «подгонять» финал. Все должно быть структурировано и распределено по времени. В «Спасении» Бена Зайтлина рассказывается история наводнения в Новом Орлеане. За короткий промежуток времени, зритель может посмотреть динамичную и насыщенную событиями историю, которую предприимчивый продюсер мог бы растянуть на целый сезон. Герой «Ямахи» Инны Омельченко грезит о музыкальной карьере. Он бросает все, чтобы стать ближе к заветной цели. Смахивает на байопик известного музыканта, не так ли? А как вам сампровозглашенный психотерапевт и медиум Резо из «Дорогого Резо» Гиума Джохадзе, который помогает отчаявшимся женщинам, но в своей жизни не может навести порядок? Это же полноценная история человеческого одиночества в духе Вуди Аллена.
Тема творчества и музы не остается незамеченной и филигранно обыграна в цикле «Прототипы» мастерской Алексея Попогребского. Студенты мастерской «поиграли» с писательским воображением: персонажи книг оживали, диктовали условия и даже соблазняли создателей. И все это в рамках короткометражки!
Не секрет, что минимализм набирает популярность. На смену стилю «дорого-богато» приходят сдержанность и функциональность. Кинематограф не отстает от прогресса и переживает усиленную трансформацию: большую популярность набирают показы короткометражек со всего света Future shorts, известные режиссеры охотно экспериментируют в малом жанре, а сотрудничеством бренда виски Jameson с молодыми режиссерами уже никого не удивишь.
Текст: Александра Эрднеева