«Брат Дэян»: генерал песчаного карьера

19 октября 2015, 20:00

Weekend-программа фестиваля «2morrow» началась показом фильма «Брат Дэян» прославленного грузинского режиссера Бакура Бакурадзе. Зрителям режиссер известен по фильмам «Шультес», «Охотник» и «Интимные места». В новом фильме Бакурадзе переосмысливает тему военного прошлого Балкан и его влияния на людей страны.

Фильм рассказывает о бывшем военачальнике гражданской войны Дэяне Станиче, который более 10 лет скрывается от Гаагского трибунала. Солдаты и соратники помогают генералу скрываться, постоянно перемещая Станича из одного места в другое. Постепенно возраст берет свое, и генерал больше не может прятаться в труднодоступных местах. Соратники размещают его в деревенском доме тихого старика Славко.

Кадр из фильма "Брат Дэян"

Кадр из фильма «Брат Дэян»

Вынужденная размеренная жизнь, заставляет героя больше задуматься о своих прошлых поступках. Станич, как невольный свидетель, «прокручивает» пленку жизни и личных переживаний. Прошлое кажется иллюзорным и больше напоминает чудаковатое сновидение. В этом старике с потухшим взглядом и густой бородой сложно угадать бравого генерала, за которым шло много людей. Раскаялся ли генерал, или гордится военными свершениями? Режиссер не дает однозначного ответа. Даже хронология воспоминаний главного героя сбита: то появляется сцена игры в футбол, то возникает группа людей в военной форме. Это можно объяснить избирательностью памяти пожилого человека, или попросту защитной реакцией психики, когда герой «потерял» себя и не может обрести веру в будущее.

Примечательно, что Бакур Бакурадзе не встает на позицию морализатора-судьи. Здесь нет ни жалости, ни осуждения, ни намеков. «Брат Дэян» — скорее фильм-наблюдение, и зритель сам решает, как относиться к отставному генералу. Режиссер не оправдывает преступника, а показывает историю человека, который совершил зло и должен за него ответить. Такой точки зрения придерживается и главный герой. Жизнь в подполье, долгие скитания, лишения и вынужденное одиночество привели старика к соответствующим выводам: за все надо отвечать. Поэтому Станич выходит в город, спокойно ест плескавицу (блюдо сербской кухни), давая возможность окружающим узнать его. Люди узнают его, появляются экстренные новости и полиция арестовывает Станича. Бывший генерал устал бороться, он убирает пистолет подальше и не сопротивляется аресту. Дэян Станич — давний заложник войны и только суд может избавить его от кошмаров прошлого.

Кадр из фильма "Брат Дэян"

Кадр из фильма «Брат Дэян»

Отдельного разговора требует исполнитель роли генерала — актер Марко Николич. Сложно представить другого исполнителя Дэяна Станича. Николич мастерски показывает человека со сложной судьбой, который на закате жизни вынужден скитаться как беглый преступник. Взгляд Николича в даль или испещренное морщинами лицо, шаркающая походка или солнечные очки на усталом лице — все это дает зрителю осознание трагичности судьбы человека. Человек жил да был, а потом весь «поистрепался» да и «вышел» в тираж.

Кадр из фильма "Брат Дэян"

Кадр из фильма «Брат Дэян»

Бакурадзе ловко оперирует болезненной темой Балканской войны. Здесь нет глубокого философствования и излишнего самокопания личности главного героя. Все очень живо, зритель становится сопричастным процессу. Помимо знаковых режиссерских приемов (замедленная съемка, долгие панорамные кадры, непрофессиональные актеры) в фильме присутствуют кадры рабочей обстановки. Вот Бакур инструктирует актера, вот рука оператора случайно попадает в объектив камеры. Это не технические недочеты, это задумка режиссера. Складывается впечатление, что действие разворачивается в двух параллельных реальностях: жизнь генерала Станича и работа съемочной группы фильма. Это две реальности сталкиваются друг с другом, чтобы показать образ героя с разных сторон. Эксперимент режиссера удается и можно сказать только одно: «Браво, маэстро!»

Текст: Александра Эрднеева

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ