С творчеством Вирасетакула российский зритель знаком мало, а вот в Европе работы тайского режиссера получили широкое признание. За фильм «Дядюшка Бунми, который помнил свои жизни», режиссер получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля в 2010 году.
Вирасетакун любит играть с воображением, ему доставляет удовольствие, когда зритель «достраивает» происходящее, домысливает сюжет. По первому образованию Апичатпонг — архитектор, и это накладывает большой отпечаток на кинематографическое творчество режиссера. Он не просто режиссер, он режиссер-конструктор. Его фильм «Кладбище великолепия» (другой вариант перевода — «Кладбище королей») одновременно и мистичен, и реалистичен. Духи покойников вполне уживаются с живыми людьми, а спустившиеся на землю богини буднично рассуждают о макияже и искренне благодарят главную героиню за подношения.
Пациенты госпиталя погружены в беспробудный сон, но загадочный недуг не вызывает удивления у медперсонала. Для них подобное состояние не кажется чем-то сверхъестественным. Они тщательно ухаживают за пациентами-солдатами, используя для терапевтического эффекта цветные лампы. Причину загадочной болезни раскрывает девушка-медиум, которая помогает родственникам общаться со спящими солдатами. Выясняется, что госпиталь находится на территории королевского кладбища. Солдаты не просто спят — они воюют за короля в потустороннем мире и это отнимает много энергии, не оставляя сил на настоящую жизнь. Такая трактовка медицинского парадокса вполне устраивает и родственников солдат, и персонал лазарета, и волонтера Джен (Дженджира Понгпас, постоянная актриса режиссера). Она сильно хромает, но, несмотря на физическое увечье, помогает ухаживать за больными и дружит с медперсоналом. Джен ухаживает за солдатом Иттом, и когда он неожиданно просыпается, становится его названной матерью. Она называет его своим «новым» сыном и частенько балует его вкусной едой. Они ходят в кино, делятся сокровенным и рассуждают о жизни, сидя в ротонде. Итт радуется жизни, и по его собственному признанию, может чувствовать запах всех вещей, даже фонаря. Такая жажда жизни благотворно влияет на Джен: она чаще улыбается и уже меньше жалуется на хромоту. Бодрствование длится недолго, и сонный недуг снова поражает солдата, разрушая его мечту продавать «лунное» печенье. Джен тоскует по названному сыну, все происходящее не кажется ей ярким и интересным. Она отчаянно скучает по этой полноте жизни, насыщенности вкусов и запахов.
Мирно спящие в кроватях солдаты, неспешное повествование, существование двух реальностей так и норовят погрузить зрителю в приятную дрему. Уместно вспомнить слова из песни Земфиры: «Если верить киношникам, мы погружены в матрицу». Зритель, подобно героям «Науки сна» Мишеля Гондри, отчаянно хочется погрузиться в сон солдат, чтобы хоть одним глазком взглянуть на королевские баталии. Но режиссер не дает такой возможности зрителю. Приходится довольствоваться ролью безмолвного наблюдателя. Но, хвала небесам, Джен становится проводником в мир сновидений для зрителя. Именно ей Итт в теле медиума Кенг показывает великолепные хоромы королевского дворца. Этот дворец воображаемый, иллюзорный, но в воображении Джен и зрителя он обретает вполне конкретные параметры.
Вирасетакун любит обыгрывать тему сакральности, щедро сдабривая ее буддийской неспешностью, смыслом бытия и предопределенностью событий. Персонажи «Кладбища великолепия» связаны не только друг с другом, но с остальными работами режиссера. Упоминание о прошлой жизни девушки- медиума Кенг звучит в «Синдромах и столетии», а актер Банлоп Ломной играет солдата Кенга в «Тропической болезни», а в «Кладбище великолепия» становится солдатом Иттом. Эти кочующие из фильма в фильм персонажи, не просто режиссерские прихоть или трюк, это настоящая привязанность. С любимыми не расстаются, и возможно, медиум Кенг переродится в другого человека в следующем фильме Вирасетакуна.
Текст: Александра Эрднеева