Режиссер Марк Нунан: «Всегда сложно делать карьеру в искусстве»

4 апреля 2016, 21:14

Во время Irish Film Festival корреспондент «365» Ася Заболоцкая успела взять интервью у Марка Нунана, режиссера фильма «А еще ты урод» — самой неоднозначной и любопытной картины за весь фестиваль. Сам Марк искренне расстроился, что не смог доехать до Москвы (Визу режиссеру так и не дали. — Прим. ред.), но с удовольствием поболтал с нами по Skype о силе музыки в кино, Тарковском, Звягинцеве и об ирландском пейзаже.

Фильм «А еще ты урод» — дебютная картина молодого режиссера из Ирландии. Марк Нунан, режиссер фильма, впервые представил на суд зрителю не просто «где-то там», а на Берлинском кинофестивале в 2015 году в программе «Фильмы для юношества». Через частную историю маленькой девочки и ее дяди Нунан показывает всех ирландцев, раскрывает тему взаимоотношения взрослого и ребенка, поисков себя в непростой жизненной ситуации. И делает это он, используя как драму, так и комедию.

Чем обусловлено появление фильма — в плане идеи? Почему вы решили посвятить свою картину этой теме?

Было несколько вещей, с которыми я столкнулся по соседству, когда жил в Дублине. Рядом со мной жила девочка, именно с нее списан образ моей героини. В то же время мне очень хотелось написать персонажа для актера Эйдана Гиллена, потому что мы давно знаем друг друга. Я действительно хотел написать роль для Гиллена, так как у него не так уж много работ с молодыми актерами, и я знал, что он хочет поработать с кем-нибудь, с кем еще не работал, например, с ребенком. И эти две идеи я собрал воедино: хороший персонаж для Эйдана Гиллена и маленькая девочка со стойкой силой духа, которая живет в моем районе по соседству. Она была очень умна для своего юного возраста, любила ругаться, как сапожник, но я чувствовал, что ее жизнь достаточно грустная и сложная. В конце концов, я решил, что эти персонажи должны уехать из шумного города Дублина и отправиться далеко от моря в центр Ирландии, где я вырос. Это достаточно пустынное и скучное место. Но я хотел написать историю, которая была бы одновременно не очень смешная, но и не слишком грустная и тяжелая, чтобы там было полно места для эмоций. Это и были мои изначальные идеи.

Меня очень интересует название «А еще ты урод». Что появилось сначала: название или сценарий?

Сначала появился сценарий. Но название очень важно, потому оно символизирует ирландское чувство юмора, и как герои пытаются решать все свои проблемы, пытаются быть честными с самим собой и друг с другом. Данное название отлично показывает ирландскую восприимчивость/чувствительность. Сначала был сценарий, но я всегда хотел использовать именно это название, потому что это словосочетание идеально показывает самих ирландцев, как нацию и как страну. Это очень важно в фильме.

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

Во время фестиваля было представлено около семи картин. Все они были о детях, подростках, сыновьях и дочерях, о семьях и их проблемах. Как дети пытаются адаптироваться к проблемам взрослых. Выходит, что тема семьи достаточно актуальна в ирландском кинематографе?

Я думаю, это тема важна для многих фильмов, не только ирландских. Это, наверное, одна из самых изъезженных тем в кино. Каждый фильм пытается исследовать институт семьи и проблемы внутри него, потому что это такая вещь, которая может затронуть каждого. Тема семьи универсальна, и там всегда найдется что-то, что неидеально. Поэтому достаточно много работ, основанных конкретно на этой теме. Практически каждый фильм, начиная с «Крестного отца» и так далее, в какой-то степени затрагивает ее. Когда пишешь историю, где пытаешься разобраться в семейных отношениях, то можно сделать что угодно, любой фильм. Эта тема обильна разными возможностями для автора. Мне кажется причиной, почему в ирландском кино достаточно часто затрагивается тема семьи, являются проблемы на этой почве. Например, с иммиграцией. Нашим друзьям или братьям и сестрам приходилось покидать Ирландию, чтобы найти работу. На эту тему тоже снято достаточно много фильмов. Но я думаю, что и в российской кино тема семьи также важна, как и в американском.

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

Вы смотрели российские фильмы?

Да, но их было немного. Один из моих любимых фильмов был снят… Я не могу произнести его имя. Но он режиссер «Левиафана».

Андрей Звягинцев.

Ага. Я видел его ранние работы. Например, его первый фильм «Возвращение» и «Изгнание», которые мне очень понравились. Наверно, он один из самых известных российских режиссеров, да?

Нет, он не самый известный российский режиссер. Я думаю, он стал достаточно узнаваем  после выхода «Левиафана».

А, понятно тогда.

Я думаю, Вы заметили, что его ранние работы совершенно не похожи на его последний фильм «Левиафан».

Да, они совершенно разные. Мне кажется, его предыдущие работы немного похожи на фильмы Тарковского. Тарковский тоже очень хороший режиссер, и мне нравятся его работы.

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

Хорошо, давайте вернемся снова к ирландскому кино. Как ирландцы относятся к своему кино, смотрят ли они его в кинотеатрах, например?

На самом деле они смотрят, но в приоритете все равно американские ленты. Такое происходит в любой стране мира. У нас всегда была борьба между американскими и национальными ирландскими фильмами. Но этот год был достаточно продуктивным, благодаря таким фильмам, как «Бруклин» и «Комната». Эти картины неплохо окупились в ирландском прокате. Но одновременно прошлый год был и достаточно сложным из-за таких американских фильмов, как «Звездные войны: Пробуждение силы» и «Головоломка».

Трудно сказать, как ирландцы относятся к своему кино, но то же самое происходит и в любой другой стране. Каждая страна пытается привлечь свою аудиторию. Если быть честным, то это действительно сложно, потому что у Америки больше денег и кинозвезд, и они также хорошо умеют завлекать зрителей. Однако я все-таки считаю, что ирландцы начали замечать, что мы делаем хорошее кино. Потому что в этом году у нас много номинаций на «Оскар», и несколько фильмов побывало на многих международных фестивалях. Растет чувство среди ирландской публикой, что ирландское кино становится лучше с каждым годом. Буду надеяться, что они будут хотеть смотреть ирландские фильмы и потом.

«Если ты делаешь фильм с низким бюджетом, ты просто обязан быть терпеливым, потому что терпение очень важно, а также осознание того, что ты именно хочешь рассказать историей в фильме».

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

В итоге чего в кинотеатрах больше: арт-хауса или массового кино?

Конечно, больше массового. Иногда ирландцы создают что-то между массовым кино и арт-хаусом, и это может быть во многих кинотеатрах. Например, фильм «Бруклин». Это ирландский фильм, но в то же время и массовое кино, потому что его прокатывает голливудский дистрибьютор в Ирландии. На самом деле у каждого фильма это происходит по-разному, например, мой фильм был не в каждом ирландском кинотеатре. Наверно, такое кино можно отнести к арт-хаусу, поэтому оно прокатывалось не во многих кинотеатрах, в отличие от тех же «Звездных войн». Возможно, это было от силы 10% кинотеатров, а фильм Джей Джей Абрамса в 100%. Однако для каждого фильма это по-своему.

Значит, Вы бы охарактеризовали свой фильм как арт-хаус или, может, что-то между?

Да, я думаю это что-то между. Некоторые люди могут подумать, что это арт-хаус, потому что фильм побывал на многих фестивалях, в том числе и в Берлине. Возможно его можно охарактеризовать как фестивальное кино, но я не пытался снять арт-хаус, я хотел сделать что-то между. Я хотел, чтобы люди хотели пойти посмотреть мой фильм. Иногда при просмотре арт-хаусного кино создается впечатление у зрителя, что режиссера совсем не волнует аудитория. Этот фильм только для критиков или фестивалей. Мне нравится думать, что мой фильм что-то между. Хорошо, что его нетрудно смотреть, но он также подходит для фестивальной аудитории.

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

Какие были трудности при создании картины? Это все-таки ваш первый фильм.

Это мой первый фильм, поэтому все было сложно. Вначале было очень мало времени для съемок. У нас было всего лишь три недели. Это очень мало для любого фильма. Еще мы снимали фильм весной, поэтому у нас мало натурального дневного света. Таким образом, со временем были проблемы, с погодой также не задалось, потому что были настоящие дожди со штормом, и нам приходилось приостанавливать съемки. Конечно, и во время пост-продакшена были некоторые сложности, так как при низком бюджете все происходит намного медленней. У тебя просто недостаточно денег, и ты еще не готов к выпуску фильма, ты не первый в очереди. Все такие сложности требуют много терпения. Если ты делаешь фильм с низким бюджетом, ты просто обязан быть терпеливым, потому что терпение очень важно, а также осознание того, что ты именно хочешь рассказать историей в фильме. После этого уже не имеет значения сколько займет времени, чтобы закончить фильм. Надо быть немного одержимым и полностью сконцентрированным на идее. Например, мне потребовалось четыре года, чтобы написать сценарий. Проще было бы сдаться. Но я был четко уверен о важности заявленной темы и решил продолжать. Те же чувства меня посетили во время пост-продакшена. Тебе надо быть достаточно упрямым и не сдаваться.

«Большое количество музыки может загубить и просто «задушить» весь фильм»

Вообще, трудно ли быть молодым режиссером в Ирландии? В России, например, трудно получить финансирование и дистрибьютера, еще сейчас у нас есть цензура.

Это всегда сложно делать карьеру среди искусства, если ты хочешь быть музыкантом, режиссером или даже писателем. Но в Ирландии у нас с этим немного проще. У нас есть Ирландский киносовет, который как раз помог мне с финансированием моего фильма, и сейчас они также мне помогают со сценарием для моей второй картины. Для меня очень важно сконцентрироваться на написании сценария на все 100%, потому что в этот раз Ирландский киносовет помогает с самого начала, значит, все возможно. Например, чтобы закончить сценарий для «А еще ты урод», мне приходилось работать на двух разных работах: ассистентом продюсера на тв-программах и тому подобное. Поэтому я мог писать только по вечерам и выходным. Однако, после того как ирландскому киносовету понравился «А еще ты урод» и фильм был достаточно удачным в прокате и на фестивалях, они теперь помогают в производстве моего следующего фильма. В настоящий момент все нормально, но все не точно в такой карьере. Мне нужно сделать  хороший фильм, чтобы у меня была возможность снять следующий и вообще продолжить заниматься кино. Поэтому так сложно снимать вторую картину. Много режиссеров делают один фильм и потом останавливаются. Но я с нетерпением жду, когда я смогу приступить к съемкам моего нового фильма, над которым я сейчас работаю, пишу каждый день и пытаюсь сделать что-то интересное.

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

Вы сказали, что видели несколько российских фильмов.  А что общего у российского и ирландского кино?

Я точно, конечно, не знаю. Если честно, не думаю, что я достаточно видел российских фильмов, чтобы знать, в чем схожесть. Наверно, алкоголь играет одну из ключевых ролей в российских и ирландских историях (смеется. — Прим. ред.). Также я думаю,  что на основе тех российских фильмов, которые я видел, и некоторых ирландских картин, что пейзаж также является важной составляющей. В России очень интересная природа. В Ирландии мы также пытаемся как можно чаще показывать природу. Я знаю, что для Тарковского важен пейзаж. Наверно, еще тему религии можно встретить и в ирландском кино, и в российском. Ну, пока это единственные вещи, которые я могу сопоставить. А вы как думаете, в чем похожи ирландские и российские фильмы?

Конечно, я согласна с Вами насчет алкоголя и отношений. Может быть, схожа общая атмосфера печали и безысходности, много сломленных жизнью людей. Вы сказали, что видели фильмы Тарковского. А какие именно?

Тарковского?.. «Иваново детство». Вообще, это мой любимый фильм, поэтому я назвал его первым. Затем «Андрей Рублев», отличный фильм, но слишком долгий для меня. Слишком длинный.

Вообще, это мой любимый фильм у Тарковского.

Это здорово. Круто. Также я еще смотрел «Солярис» и «Сталкер».

В принципе, Вы видели достаточно много.

Не думаю, что так много. Я видел всего четыре фильма. Но «Иваново детство» было более доступным и интересным, и главное — очень красивым.

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

Давайте вернемся к Вашему кино: в нем особая роль уделяется музыке. Почему? 

Музыка очень важна для меня и вообще для многих людей. Если представить, каким был бы мир печальным без музыки, то мы бы жили совершенно в другом месте. Во всех моих любимых фильмах используется музыка, чтобы задать определенный тон и атмосферу сцене. А в некоторых фильмах вообще нет даже саундтрека. Например, если ты хочешь создать определенную атмосферу, то можно отбросить музыку и получится такая пустынная и спокойная сцена. В моем случае я использовал музыку, чтобы предать некоторым сценам более позитивный окрас. Поэтому у нас достаточно много живых инструментов. Они идеально задают тон фильму и объясняют, что мы не хотим создать бездушный, спокойный и грустный фильм. Музыка нужна, чтобы придать какой-то жизнерадостный подтекст некоторым сценам или наоборот. Музыка может быть очень влиятельной/могущественной.

У моего композитора это был первый опыт работы в кино, как и для меня. Поэтому было очень интересно исследовать, какая именно музыка подходит для определенной сцены. На самом деле мы убрали достаточно много треков из фильма, потому что их было слишком много. Большое количество музыки может загубить и просто «задушить» весь фильм. Мы потратили достаточно много времени для финальной сцены. Было очень важно создать определенную мелодию для нее, потому что мы хотели дать публике такой горько-сладкий конец: немного грустный, но и одновременно радостный. Музыка — это идеальный инструмент в предоставлении любой эмоции и чувства, если она подходит под сцену. В финале музыка для меня очень важна, потому что без этой мелодии фильм мог бы и не получиться. Все лавры надо отдать композитору, он очень талантливый, я надеюсь, что мне удастся поработать с ним снова.

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

Выходит Вы собираетесь использовать «силу музыки» в своей следующей работе?

Я думаю, что да. На самом деле я не прорабатываю это перед съемками. Я работаю над саунтреком после того, как фильм снят. Я не пишу, какие мелодии я собираюсь использовать. В сценарии на данном этапе важна визуальная часть, а в конце работы можно обратиться и к музыке. У композитора больше свободы для творчества после съемок. Я надеюсь, что смогу использовать того же человека в следующем фильме, думаю, он будет рад поработать над совершенно другим звучанием.

Значит, Вы предпочитаете музыку наподобие акустической гитары, а не какой-то определенный жанр?

Для этого фильма было важно, чтобы это были обязательно гитара и фортепиано. Мы решили, что нам нужно что-то натуральное, не электронное и тем более не какой-нибудь оркестр. Все дело в том, что это маленький и скромный фильм. Мы хотели, чтобы и музыка была такой же. Ну, не знаю, может быть для следующего фильма я использую оркестр, ну там John Williams, Hans Zimmer (Смеется. — Прим. ред.).

 

Беседовала: Ася Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ