7 самых важных фильмов на Irish Film Festival 2016

28 марта 2016, 11:45

 В марте в Москве проходила неделя Ирландии, а с ней и Irish Film Festival 2016. Как это было и какие фильмы вы пропустили (или не пропустили?), расскажет корреспондент «365» Анастасия Заболоцкая.

Уже в девятый раз организаторы Irish Film Festival знакомят нас с лучшими за прошедший год работами ирландских кинематографистов, разбавляя новинки ретроспективными работами. Для российского зрителя такое событие уникально тем, что ирландское кино в России просто не пускают в прокат, и поэтому только на фестивале можно познакомиться с новыми работами кинорежиссеров из этой страны.

Тенденции же прошлых лет в ирландском кинематографе было достаточно сложно «нащупать» и проанализировать, так как качественных работ страна тогда выпускала мало, и продолжалось все это до открытия Ирландского совета в 1981 году. Но после немалого количества «кричащих» заголовков о подъеме ирландского кинематографа можно надеяться, что Ирландия хороша не только в качестве места съемок. Фильмы ирландских режиссеров интересны еще и тем, что их кинематограф давно загнал себя в рамки и последние 60 лет наверстывал упущенное, тогда как у других стран на развитие своего кино был целый век и больше.

В этом году организаторы Irish Film Festival привезли семь фильмов разной направленности, с разной психологией восприятия, но все эти картины объединяла тема семьи и адаптации детей к проблемам родителей. Такая универсальная тема, которая является достаточно типичной для любого кинематографа, занимает не последнее место и в Ирландии.

 «Меня зовут Эмили»

Саймон Фицморис

 «Меня зовут Эмили», Саймон Фицморис

«Меня зовут Эмили», Саймон Фицморис

У Эмили (Эвана Линч) умерла мама, мачеха так и «душит» своим оптимизмом, а отец сидит в психушке, но каждый год в день рождения шлет ей поздравительную открытку. Переведясь в новую школу, Эмили за несколько дней уже успела превратиться в изгоя. Наступает ее шестнадцатый день рождения, но ежегодное поздравление от отца она так и не получает. Заручаясь помощью единственного знакомого одноклассника, она отправляется по просторам Ирландии в психбольницу за свои отцом. Роад-трип сближает подростков и помогает понять их взаимоотношения с родителями.

Этот фильм вышел из короткометражки The sound of people Саймона Фицмориса, которая прошла неплохое фестивальное путешествие в 2007 году и заручилась поддержкой фестиваля независимого кино «Санденс». Поэтому полный метр был ожидаем, только для его создания потребовалось больше времени, чем планировалось изначально.

В 2008 году у режиссера картины была диагностирована мотонейронная болезнь, которой страдает ученый-физик Стивен Хокинг. Однако Саймон не отказался от роли режиссера и всячески пытался заручиться финансированием своего дебютного полнометражного фильма.

В действительности «Меня зовут Эмили» ничем не уступает «The sound of people». Выдержанная в той же стилистике и повествованием кинолента выглядит только более хипстерской и молодежной, проверенной XXI веком. Философия режиссера изначально выглядит довольно пессимистичной, но за яркими серо-голубыми глазами Эмили скрывается глубокое желание жить  и двигаться дальше. Именно такое отношение к окружающему миру она почерпнула от отца, за которым, бросая все, а точнее в ее понимании —  ничего, едет его спасать из этой психушки. Но, в итоге оказавшись один на один со своим родителем, Эмили осознает, что проблемы отца не давали ей возможности вздохнуть полной грудью. Лирика сменяется кульминационной сценой в объяснении чувств, однако более жизнеутверждающего фильма под инди-музыку на неделе  Ирландии не было.

«Стекляндия»

Джерард Барретт

«Стекляндия», Джерард Барретт

«Стекляндия», Джерард Барретт

Молодой парень Джон (Джек Рейнер), который работает водителем такси, большую свою часть времени развозит проституток от клиентов и до их дома. Дома же его ждет только страдающая алкоголизмом мать, иногда засыпающая в собственной блевотине. Джон больше не может жить такой жизнью и пытается помочь матери справиться с недугом, но государственная клиника отказывает ей, и приходится обращаться в частную. Чтобы найти деньги, он соглашается на дело, которое перечеркнет всю его жизнь.

Первый фильм Джерарда Барретта «Пилгрим Хилл» также носил  в себе глубоко частную историю,  и разрешалась она больше не драматическими элементами, а больше триллерскими. В похожем стиле режиссер пытается создать «Стекляндию», заручившись поддержкой уже показавших себя в кино актеров.

Стекляндия – необъяснимое место, то ли это мироощущение главного героя, который постоянно в своем такси смотрит в окно и следит даже не за людьми, а больше за улицами. Это вся Ирландия под куполом, которая осталась где-то там далеко в океане играющая в Европу по ее же правилам. Все про нее забыли и теперь, как главный герой, чтобы выкрутиться, она идет на определенные меры. Однако ни один бокал алкоголя толком и не разбивается за весь фильм — значит, Стекляндия не настолько стеклянная?

Снимая камерную драму, Джерард Барретт исследует психологизм главного героя, его необъяснимую любовь к матери, которая, по сути, разрушила его жизнь. Режиссер, в свою очередь, ушел в свою собственную Стекляндию и совершенно забыл о зрителе, создав картину достаточно сложной для восприятия.

«Раньше я жила здесь»

Фрэнк Берри

«Раньше я жила здесь», Фрэнк Берри

«Раньше я жила здесь», Фрэнк Берри

13-летняя девочка Эми живет вместе со своим отцом и пытается свыкнуться со смертью матери. Она делает все по дому, превращаясь в юную хозяйку, только для того, чтобы отец хотя бы раз улыбнулся и обратил на нее внимание. В это же время знакомый мальчик ее возраста кончает жизнь самоубийством. С мыслью, что можно так быстро свести счеты с жизнью, она сталкивается потом, когда неожиданно приезжает бывшая любовница отца.

Это первая работа Фрэнка Берри, где он выступает не как документалист, а режиссер художественного фильма. Однако первоначальная идея выглядит абсолютно не живописной и не артовой. Как бы ни старался Берри, но кинолента так и представляет собой псевдокументальное кино о проблеме самоубийства среди ирландских подростков.

Создавая постмодернистское повествование, режиссер делит картину по главам, чтобы следить за каждым днем героев, но без композиции, а просто расставляя барьеры между сценами, как факт. Фрэнка Берри интересует, как много самоубийц среди подростков и какую роль играет семья в этой проблеме. Зачастую родители, полностью погруженные в свои проблемы, не замечают изменения в своем ребенке. Однако режиссер свой приз получил — картина будет транслироваться на специальных уроках в Ирландии для просвещения молодежи.

«Преследование»

Пол Мерсье

«Преследование», Пол Мерсье

«Преследование», Пол Мерсье

Современная интерпретация ирландской легенды «Преследование Диармайда и Грайне» о безумной любви, дружбе, предательстве и кровавой мести. История превращается в криминальное кино: дочь главного мафиози должна выйти замуж за предводителя другой группировки, который по возрасту годится ей в отцы. Скрепление двух представителей разных кланов сулит дружеские отношения навсегда. Однако у девушки свои планы, и она готова всех заставить играть по своим правилам.

Сам сюжет напоминает фарс, поэтому весь фильм невозможно воспринимать всерьез, к тому же режиссер этого и не требует. Среди всех представленных фильмов на фестивале «Преследование» можно считать самым смешным и абсурдным.

Первый фильм Пола Мерсье «Жеребцы» также носил в себе комедийный характер, но только в основу картины была включена спортивная история, а не криминальная. «Преследование» — это безумный и «кислотный» трип Диармайда и Грайне, в исполнении достаточно известных ирландских актеров Бэрри Уордом и Рут Брэдли, которые сталкиваются с героями Лиама Каннингема и Брендана Глисона. Одни хотят их убить, а другие помочь, но все это надо делать как можно запутанней, эмоциональней и с улыбкой на лице. Но весь фарс уходит под конец, и главная героиня оказывается сломленной молодой дамой под напором ее же родителей, которые не понимали, что творят.

«День Патрика»

Терри МакМахон

«День Патрика», Терри МакМахон

«День Патрика», Терри МакМахон

Патрик – приятный, жизнерадостный молодой человек 26-ти лет, девственник. Его мать в нем души не чает и носится с ним, когда он свободен. На самом деле Патрик страдает шизофренией и лечится в клинике для душевнобольных людей, но это ему совсем не мешает получать от жизни удовольствие. Он работаем в продуктовом магазине, расставляя продукты по местам, вечером возвращается в клинику и беседует только на ему понятные темы со своим лучшим другом по палате. Но все меняется, когда в его день рождения, в День Патрика, он знакомится с Карен. Матери не нравится это знакомство, и она просит помощи у детектива.

Терри МакМахон делает глубокое исследование жизни человека, больного шизофренией. Для самого актера Мо Данфорда, сыгравшего Патрика, это была первая крупная роль, и он подошел к ней со всей серьезностью, так как у самого актера брат страдает шизофренией. Рассказывая частную историю о нездоровой опеке матери над сыном, которого давно надо было отпустить, режиссер рассуждает на тему семьи и материнской любви. Но больше всего его волнует именно то, как люди не замечают насколько они похожи друг на друга, что они те же самые шизофреники.

Первая работа Терри МакМахона «Чарли Казанова» имела криминальный характер и элементы триллера. Режиссер в своем новом фильме также пробует играть с двумя жанрами, но абсолютно беспристрастно, используя клиповый видеомонтаж. В итоге заявленная драма начинает скатываться в дешевый триллер перед кульминационными моментами.

«А еще ты урод»

Марк Нунан

Кадр из фильма "А еще ты урод"

Кадр из фильма «А еще ты урод»

У двенадцатилетней девочки Стейси (Лорен Кинселла) умерла мама. Чтобы не таскать ее по приемным семьям, социальные работники решают выпустить из тюрьмы на короткий срок ее дядю Уилла (Эйдан Гиллен). Однако ни он, ни она совершенно не знают, как быть семьей. Стейси не берут в школу из-за нарколепсии, и Уиллу приходится за ней заботиться. Они оба — эксцентричные и одинокие волки, они доводят друг друга почти до краха. Будущее Уилла и Стейси неизвестно, но они должны приложить все усилия, чтобы не остаться без happy end’a.

Дебютный фильм молодого ирландского режиссера Марка Нунана, премьера которого состоялась на Берлинском кинофестивале в 2015 году в программе «Фильмы для юношества». Режиссер балансирует между комедией и драмой, показывая, кто такие ирландцы, через частную историю маленькой девочки и ее дяди. Картина выглядит замкнутой и в первую очередь неискренней, потому что главные герои скрывают свои чувства под маской лжи, которую они говорят друг другу. Но они не думают никого обидеть — они просто не хотят раскрывать душу.

Однако «сердце» у фильма есть, и оно частично раскрывается именно в названии, которое, по словам режиссера, символизирует всю Ирландию. Фильм мечется между комедийным настроем и абсолютной безысходностью, и Нунан, к тому же, не дает ответа, на какой ноте стоит заканчивать картину. Финалом становится известный анекдот, кольцевой лейтмотив ленты. И у зрителя остается еще больше вопросов, на которых невозможно найти ответ.

«Комната»

Леонард Абрахамсон

Кадр из фильма "Комната"

Кадр из фильма «Комната»

Девушку Джой (Бри Ларсон) похитили в подростком возрасте. Все это время она прожила в маленьком сарае-комнате со своим пятилетним сыном Джеком (Джейков Тремблэ). Для мальчика все это замкнутое пространство является целым миром, он в нем родился и ни разу его не покидал. Но однажды Джой все же решается на отчаянные меры, чтобы спасти своего сына и саму себя.

Леонард Абрахамсон фильмом «Фрэнк» доказал, что типичное повествование для своих киноисторий он не выбирает. На этот раз он половину фильма пытается заинтересовать зрителя всего лишь одним пространством, создавая в нем разные «углы», за которые может зацепиться интерес публики. Но режиссер искренне полагает, что именно ясные глаза юного актера способны вселить веру  и оживить воображение зрительского зала, чтобы все хотя бы на секунду забыли о драме за спиной маленького мальчика.

На самом деле главный герой фильма – это Джек, его мироощущение и осознание собственного «Я» в пятилетнем возрасте. Абрахамсон оставляет в стороне все предполагаемые последствия жизни в комнате для мальчика, когда тот повзрослеет. Режиссер полностью сосредоточен на сознании ребенка, который оказался в подвешенном состоянии с самого начала своего знакомства с миром, и как после освобождения он все равно согласен продолжать его исследовать.

Комната символизирует закрытую от всего остального мира Ирландию, которая открыла свои двери и перестала быть замкнутым пространством. И люди — такие же, как Джек — понимают, что они больше не хотят закрывать эту дверь.

Именно так открывает Irish Film Fest ирландское кино для мирового зрителя — только благодаря недельным фестивалям-«дверям».

 

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ