Заглянем в головной отдел жителя мегаполиса… Что мы там обнаружим? Злость на многокилометровые пробки и глупость окружающих, брезгливость от запаха метрополитена, страх опоздать на важную встречу, счастье от долгожданной встречи с друзьями и облегчение, что этот сумасбродный день подошел к концу. Если все это испытывает взрослый человек, то что творится в голове у 11-летней девочки, которая только вступила на тернистый путь взросления. У студии Pixar есть для вас ответ!
Новый мультфильм студии получился совсем не детским, зато в фирменном стиле Pixar. Почему не детским? Разгадка кроется в затронутых темах: самопожертвование или умение отказаться от своих мечтаний ради будущего своего друга, предательство во благо (на самом деле это не так) и загадочная кнопка «созревание». Пит Доктер снял очень милое признание в любви своей дочери, оно пропитано ностальгией о том беззаботном этапе жизни, когда мы только рождаемся, и наш мозг еще не обременен своей социальной ролью в обществе, поисками работы, ипотекой и прочей жизненной рутиной. Бесконечная радость, воображаемый друг и немного озорства — в определенный момент счастливая глава под названием детство захлопывается у нас перед носом. С каждым днем мы становимся все угрюмее и начинаем иначе смотреть на этот мир. Что меняется в ребенке, и почему эти изменения нужны?
Яркая экскурсия по головному отделу 11-летней девочки Райли по-настоящему удивляет. Так мы узнаем, что ярость, брезгливость, печаль, радость и страх уживаются внутри нас, заставляя совершать те или иные поступки. Они формируют наши воспоминания: счастливые или не очень. Здесь кроется главная идея: не бывает только радостных мгновений, так как без печали ты никогда не оценишь их важность. Как не бывает света без добра, так и радости без печали.
Какие тайны скрывает наше сознание? Режиссирование сна, облачный город и чистильщики воспоминаний (именно их стоит винить, если перед экзаменом ваш разум свеж и невинен). Зритель знакомится с Райли и ее эмоциями в переходный этап, когда волшебные замки распадаются на мириады частиц волшебной пыли, планы о покорении другой планеты теряются в небытии, а воображаемый друг потеряно блуждает в недрах памяти. Когда ты смотришь на происходящее, становится невыносимо грустно. Пит Доктер с огромной печалью рассказывает о прощании с детством, не смотря на то, что в конце добавляется шутливая подборка о внутреннем мире уже взрослых людей, поэтому после просмотра ты чувствуешь себя потерянным. Ведь эта пора закончилась. Ты уже никогда не будешь перепрыгивать с дивана на стул, ибо внизу лава и по-другому нельзя, не станешь скатываться с перил, так как руки прохожих инстинктивно будут тянуться к трубке, чтобы набрать номер скорой, не будешь сидеть в тележке, распевая забавные песни, воображая будто это твой космический корабль, потому что — смотри причину номер два.
Если вы смотрели «Валли» или «Вверх», то все происходящее на экране вас не удивит. Режиссер, подаривший нам эти шедевры, своим фирменным почерком уже давно дал понять, что во-первых, в конце вы обязательно прослезитесь, а, во-вторых, его творчество никак не назовешь детским. Стоит копнуть глубже и вдруг оказывается, что через призму ярких красочных героев мы видим себя и те проблемы, которые нас окружают в настоящем. Дети не поймут всей глубины истории, а некоторые моменты рискуют поставить их в недоумение. Родитель, осторожнее, возможно, после сеанса придется объяснять, что это за загорелый мужчина живет в воспоминаниях каждой женщины в мультфильме.
Были некоторые сюжетные шероховатости: поезд мыслей, который внезапно остановил свой ход. Разве взросление подразумевает подобное? Переход из лабиринта долгосрочной памяти в секцию воображения: абстракционизм и 2D-графика оставили странное впечатление. И развалившаяся на пополам собака в детском сне как минимум удивила.
Но по-настоящему сильным моментом получился разговор с родителями в самом конце. Та кульминация, к которой сценаристы аккуратно подводят за руку зрителя на протяжении всего рассказа. Все то разочарование, непонимание и страх главной героини находят выход в ужасно трогательной сцене, которая даже закоренелого циника не оставит равнодушным. Режиссер говорит о том, что даже взрослым не чужды эмоции: они тоже могут скучать по дому и тосковать по моментам тихой семейной радости, просто из-за свалившейся на них ответственности за благополучие семьи они вынуждены скрывать все переживания глубоко внутри.
Студия Pixar сделала трогательный мультфильм о взрослении. Если трейлеры создали иллюзию того, что «Головоломка» ответит на вопрос, как принимаются те или иные решения в различных ситуациях — выбросите это из головы, она совершенно не про это. Зато вас ожидает ностальгическая лента о трудностях переходного периода, о том, что печаль — одна из самых важных эмоций и о том, что каждому человеку нужна поддержка близких.