Кино сквозь время: выпуск 4

6 ноября 2014, 20:21

Выпуск 3

«ОБЛОМОК ИМПЕРИИ»

85 лет со дня выхода в прокат (28 октября 1929 года)

petersburg_in_cinema_04

 

Чем фильм примечателен

«Обломок империи» называют оригинальной и выразительной точкой в эпохе советского кинематографа 1920-х годов. Фильм передает своеобразие киноязыка, характерного для того периода: эксперименты с монтажной техникой, богатство метафор, подчеркнутый психологизм актерской игры. Словом, картина очень много и наглядно рассказывает о киноискусстве своего времени: недаром ее показывают студентам в российских киновузах, а гильдия кинокритиков России включила «Обломок империи» в сотню лучших фильмов.

О чем история

Перед нами немая лента о человеке, потерявшемся во времени: между Россией царской и советской. На Первой мировой войне унтер-офицер Филимонов получил ранение и начисто лишился памяти. Десять лет он живет в глубинке, оторванный от мира, пока однажды его не накрывает вспышка отрывистых воспоминаний. Филимонов возвращается в Петербург в поисках жены, вышедшей замуж за другого мужчину, бывших хозяев, смещенных советским режимом, старого города, до неузнаваемости измененного революцией. Он плутает в поисках прошлого, столь же невозвратимого, как рухнувшая империя.

Интересное о создании

Другое название картины – «Господин фабком». Сценарий же, написанный Катериной Виноградской, назывался еще проще – «Унтер-офицер Филимонов». В 1928 году  Эрмлер искал именно такой материал: способный отразить актуальные политические вопросы и в то же время вместить фрейдистские идеи, которыми увлекался режиссер. «Хотя методом психоанализа я в картине не пользовался, восстановление памяти – так называемая амнезия – сделано почти клинически точно», – заверял он.

По признанию самого Эрмлера, работа поначалу не складывалась. Около трети ленты, отснятой в Одессе, он направил своему другу Эйзенштейну и получил в ответ неожиданно резкую, ругательную критику. Многое пришлось переснимать. Советская действительность тех лет сильно приукрашена: показанных в картине высоток, столовых, общежитий в конце 20-х еще не было. Недаром писатель Чумандрин назвал Эрмлера «лакировщиком». Тем не менее окончательный вариант фильма снискал признание самых уважаемых людей: того же Эйзенштейна, Александрова, Чаплина. А вот с международным прокатом возникли предсказуемые проблемы. Власти ряда европейских стран не соглашались выпускать ленту в оригинальном виде из-за революционной пропаганды. Эрмлер лично посетил Германию, Англию, Францию, Бельгию, чтобы проследить, не исказили ли прокатчики смысл его фильма посредством монтажа и сокращений. Во время путешествия он интересовался работой зарубежных студий и по возвращении стал ярым сторонником звукового кино.

3003

Съемочная группа

Режиссер Фридрих Эрмлер (урожденный Владимир Бреслав) был лауреатом четырех Сталинских премий, влиятельным кинодеятелем своей эпохи. С исполнителем главной роли, мхатовцем Федором Никитином, он прежде работал в трех картинах. Готовясь к съемкам, актер посещал психиатрическую больницу. Первоначально оператором был назначен Евгений Михайлов, который ушел из проекта, не согласившись снимать чересчур натуралистичную сцену, где измученный красноармеец расталкивает щенят и сам припадает к молоку их матери. В итоге за камеру встал Евгений Шнейдер.

Кому смотреть

Тем, кто серьезно относится к истории кино и хочет понимать, как оно развивалось, пока режиссеры искали новые формы самовыражения. Тем, кто серьезно относится к истории России и хочет понимать, какие настроения, идеалы и верования царили на заре советской эпохи.

 

«СВОЙ ЧЕЛОВЕК»

15 лет со дня выхода в прокат (28 октября 1999 года)

Svoy_chelovek_The_Insider_1999_HDRip_-_AVC_1343235159-544302

Чем фильм примечателен

Кого-то привлечет мощный актерский тандем Аль Пачино и Рассела Кроу, а кто-то не захочет пропустить одну из лучших работ Майкла Манна («Схватка», «Джонни Д.»). У кого-то вызовет доверие семь номинаций на «Оскар» и пять – на «Золотой глобус», а кому-то важнее признание Тарантино, который включил «Своего человека» в двадцатку лучших современных картин. Так или иначе, причин познакомиться с фильмом немало.

О чем история

Перед нами биографическая драма о человеке, бросившем вызов всесильной корпорации. Доктор Уайганд по долгу службы подписал бумаги о неразглашении коммерческой тайны в гигантской табачной компании. Однако тот факт, что в сигареты подмешивают специальное вещество, вызывающее зависимость у курильщиков, не прибавляет ему симпатии к руководству. С Уайгандом знакомится телепродюсер и предлагает организовать разоблачительное интервью, которое прозвучит на всю страну. Однако компании-монстры умеют мстить зарвавшимся доносчикам – они попросту мешают их с грязью.

Интересное о создании

В основу сюжета легла статья «Человек, который слишком много знал», напечатанная в журнале Vanity Fair. Режиссер Манн и сценарист Эрик Рот (лауреат «Оскара» за киноадаптацию «Форреста Гампа») прописывали историю, строго придерживаясь фактов. Джеффри Уайганд – реальная личность, прославившаяся как организатор громкого табачного скандала. Единственное, о чем он попросил создателей фильма, –  изменить имена его дочерей и не показывать курение в кадре (второе условие было нарушено по крайней мере три раза). Для того чтобы создать объемный и убедительный образ, Манн провел с Расселом Кроу шесть недель перед съемками, обсуждая не только характер персонажа, но и его одежду, аксессуары. С прототипом другого героя, продюсером программы «60 минут» Лоуэллом Бергманном, режиссер установил приятельские отношения еще за несколько лет до запуска проекта.

Руководство «Диснея» надеялось, что фильм повторит успех хита-аналога «Вся президентская рать», однако солидный бюджет в 90 млн. долларов даже не отбился в прокате. Глава студии прокомментировал коммерческую неудачу следующим образом: «Мы действительно гордимся тем, что сделали этот фильм. Люди говорят, это лучшее кино, которое они видели в нынешнем году. Они говорят: «Почему вы не делаете больше таких фильмов?»». Это заявление, несколько сентиментальное для голливудского продюсера, подтверждают высокие рейтинги на сайте Rotten Tomatoes и рекомендательные списки критиков, где «Свой человек» занял почетное место.

1348700098_1808550

Съемочная группа

Манн рассматривал на главную роль Вэла Килмера, а кандидатуру Рассела Кроу ему предложил продюсер. Увидев «Секреты Лос-Анджелеса», режиссер вызвал Кроу из Канады и на протяжении 2-3 часов заставлял его зачитывать сценарий. Манн убедился, что перед ним идеальный Уайганд, хотя 33-летний актер был слишком молод для этой роли. Ему пришлось набрать вес, побрить волосы, семь раз их обесцветить и каждый день терпеливо ожидать в гримерном кресле, пока ему нарисуют морщины. В отличие от своего коллеги, Аль Пачино был единственным кандидатом, которому Манн был готов отдать другую важную роль, и актеру удалось пообщаться с реальным прообразом своего персонажа. Именно Пачино посоветовал Манну пригласить на роль Майка Уоллеса знаменитого Кристофера Пламмера.

Кому смотреть

Любителям вдумчивого и несентиментального кино на тему «человек против системы».

Текст: Светлана Есионова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ