Итоги Beat Film: 5 безумств в мире ритма

9 июня 2015, 09:34

Самые культурно-образовательные картины 6-го международного фестиваля нового документального кино о музыке Beat Film Festival в обзоре «365».

С 28 мая по 7 июня в Москве проходил 6-й международный фестиваль нового документального кино о музыке Beat Film Festival. Основная программа, как заявляют организаторы, — это премьеры громких хитов международных фестивалей, зрительские фильмы о музыкальных явлениях, молодежных субкультурах и кумирах поколений, чьи имена и есть современная поп-культура. «365» составил свой список наиболее культурно-образовательных картин.

«От станции к станции», реж. Даг Айткен

Кадр из фильма "От станции к станции"

Кадр из фильма «От станции к станции»

Самое главное впечатление всегда производит открытие. Фестиваль начался с великолепной картины из США «От станции к станции» Station to station») режиссера Дага Айткена. Фильм освещает одноименный проект, который был задуман как путешествие художников разных направлений из Нью-Йорка в Окленд. На каждой из 10-ти остановок происходит арт-перфоманс — музыкальное выступление, танцевальный номер или демонстрация арт-объектов. Среди известных участников проекта были и мировые звезды, такие как музыканты Бек и Пэтти Смит.

Фильм нельзя назвать документальным в классическом понимании или отнести к постановочным картинам – он нечто среднее, если не сказать большее. Автор не документирует процесс, а дает зрителю прочувствовать, что собой представляет путешествие бродячего цирка. Все, что происходит внутри поезда, не выглядит подготовкой, а эпизоды концертов никогда не длятся дольше, чем нужно. Лишенная какой-либо конкретной истории его картина — это собирательный образ души художника. Документальность здесь определяется не фиксацией фактов, а призмой восприятия. Автор не просто выбирает лирическое повествование или поэтический ритм, а подмечает нужные детали и определяет тот контекст, который позволяет достичь максимальной выразительности всего произведения. «От станции к станции» — это завораживающий транс поэзии, который вызывает еще большую жажду созерцания. Когда фильм закончился и на экране пошли титры, зрители не стали покидать зал. А ведь в нашей стране очень многие не понимают того, что титры — это часть картины. Однако на сеансе «От станции к станции» загипнотизированные зрители еще минут пять не могли осознать, что фильм подошел к концу.

«Город-остров», реж. Тимоти Джордж Келли

Кадр из фильма "Город-остров"

Кадр из фильма «Город-остров»

Другим прекрасным групповым портретом стал фильм совместного производства Великобритании и Канады «Город — остров» city is an island») о музыкальной сцене Монреаля. Режиссер Тимоти Джордж Келли словно заглянул в каждый уголок обособленного англоязычного сообщества. Также как и в «От станции к станции», в этой картине нет сюжета и единственный контекст — это внутренняя тусовка Монреаля – остров внутри города. Герои этого фильма — исполнители самых различных жанров, которые  рассказывают о себе, о своем музыкальном видении, об ощущениях от города, о его положительных и отрицательных сторонах и о том, почему они находятся именно здесь. «Мы все внезапно почувствовали себя, как дома», — говорит одна и участниц. «Здесь все извлекают звуки отовсюду», — заявляет другой герой. Акцент поставлен на лиричную сторону, и больше о персонажах рассказывает их собственная музыка: от простых акустических версий до экспериментально-электронных форм.

Весь фильм — это одна большая и многообразная музыкальная река, а его структура — это изучение каждого отдельного ручейка этого бурного потока. Ритмически сам фильм строится будто музыкальная композиция, а режиссер как ди-джей использует несколько жанров для создания образа звука отдельной вселенной Монреаля. Интервью участников здесь играют роль украшения, подчеркивая уникальность и в то же время тождественность каждого отдельного звучания. Автор показывает, что всех этих музыкантов объединяет певучесть их души, что является центральной идеей фильма.

«Sumé – звук революции», реж. Инук Силис Хег

Музыкальная группа Sumé

Музыкальная группа Sumé

Важной с точки зрения культурного и исторического дискурса стала картина совместного производства Гренландии, Дании и Норвегии «Sumé – звук революции» (Sumé – the sound of the revolution) режиссера Инука Силиса Хега. Фильм очень наглядно рассказывает о силе влияния рок-музыки на общественное сознание. История этой картины — это история культурного бунта. В 1973 четверо гренландских студентов собрали рок-группу Sumé и начали исполнять песни на родном языке. Темы касались политических протестов и пробуждения революционного духа, а на обложке первого альбома гренландец склонялся над трупом северянина-завоевателя. Подобное сильно взволновало умы общественности.

На тот момент Гренландия была еще датской колонией, и её собственной культуре грозило исчезновение. Датский язык практически вытеснил гренландский, и многие уже не помнили родного наречия. «Когда я услышала, что они поют на гренландском, я испугалась, что-то пойдет не так, — делится впечатлениями одна из героинь фильма. — В то время мы все равнялись на датчан. Нам вбивали в голову, что мы должны быть не хуже, чем они». «Некоторые слова их песен мне даже были не понятны, но я снова захотела говорить на родном гренландском», — признается другая. Песни Sumé приобрели значение национального характера. Люди были настолько охвачены волнением и ощущением свободы, которые дарила эта группа, что первую пластику «купили даже те, кто не мог ее себе позволить». «Как единая страна мы вновь оживаем», — пели музыканты, возрождая свою национальную культуру. Как итог — в 1978 году, пережив ряд исторических событий, Гренландия обрела автономию. Но Sumé как культурное явление остается важной страничкой в ее истории.

«На стиле», реж. Саша Дженкинс

Кадр из фильма "На стиле"

Кадр из фильма «На стиле»

Еще одной любопытной с точки зрения культурного анализа стала картина совместного производства США и Франции «На стиле» Fresh dressed») режиссера Саши Дженкинс. Более близкий к научно-популярном жанру, фильм рассказывает подробную цепочку формирования и развития ныне элитарных брендов одежды, которые произошли из уличной моды чернокожего гетто. Историки моды, редакторы ведущих изданий, сами дизайнеры, а также люди из музыкальной индустрии рассказывают всю изнанку огромного культурного пласта. Фильм состоит из трех частей, которые очень логично связаны друг с другом. Каждая из них рассматривается и как стадия общей истории, и как самостоятельная культурная тема. Сначала речь идет о характерных признаках самовыражения чернокожего населения и их врожденного чувства индивидуального стиля. «Эти люди могли не иметь лучшей машины или дома, но их шмотки всегда должны были быть на высоте», — рассказывает один из героев. «Чернокожие из гетто могли залезть в чужую квартиру и украсть только одежду, не трогая больше ничего», — рассуждает другой.

Автор собирает информацию ото всех:  от бывших членов уличных банд до барахольщиков, попутно знакомясь с местным сленгом. Вторая часть фильма — история формирования культуры хип-хопа и его проявлений. Ключевым моментом тут является понятие стиля, которое и определяет направление. Страсть к индивидуальности и самобытности уже обрастает новым культурным контекстом. Речь идет об олицетворении законов музыкального жанра. И первая, и вторая части построены настолько самостоятельно и исчерпывающе, что переход к третий кажется несколько неожиданным. Кульминационная часть фильма — это история развития культовых брендов из маленьких частных компаний. Они в свою очередь вобрали в себя культурный фундамент первых двух частей фильма. «Быть на стиле — это быть свободным, быть собой» — звучит в финале фильма идея, с которой он же и начался. Свобода самовыражения, освободившийся от гнета рабства черной культуры, завоевала мир.

«Берроуз«, реж. Говард Брукер

Уильям Сьюард Берроуз

Уильям Сьюард Берроуз

И в заключение невозможно не упомянуть об одном из центральных фильмов фестиваля – американской картине «Берроуз» Burroughs: The Movie») Говарда Брукера. Документальный фильм о великом писателе своего поколения был начат еще в 1989 году, а закончен и перевыпущен уже в 2014 племянником Берроуза. Снятый полностью при жизни самого писателя, документальный материал позволяет составить представление о внутреннем мире этого человека и о природе его произведений. В фильме сам Берроуз и его ближайшее окружение рассказывают историю создания его главных работ. Алан Гинзбург, Джек Керуак, а также Уильям Берроуз младший являются сюжетными событиями картины. Преимущественно снятый из интервью, на первый взгляд фильм больше рассказывает, но, когда в силу вступают публичные чтения самим писателем своих текстов, становится ясно, что это работа иллюстративная.

Чтению отрывков книг Берроуза предшествуют эпизоды его биографии, воспоминания о молодости в кругу друзей. Каждое отдельное чтение — это целый кусок сублимации впечатлений писателя от жизни. В один из моментов он рассказывает об одном из творческих методов, суть которого в соединении разрезанных страниц текстов. «Куски разных текстов, образуют новый смысл и даже новые слова», — объясняет писатель. По этому принципу строится повествование всего фильма с одной лишь целью – показать принцип обработки информации художником печатного слова. Сам метод, конечно, не нов и совершенно очевиден. Какой художник не сублимирует свой жизненный опыт? Данная картина и не стремится разгадывать загадки, она всего лишь честно показывает, от каких материй Берроуз отрывал куски, чтобы впоследствии составить свои уникальные лоскутные одеяла.

Текст: Яна Агафонова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ