Многие писатели полагают, что в Берроузе было что-то мистическое, волшебное. Как известно, писатель нередко вдохновляясь первой страницей текста, получал целый приключенческий роман.
А начинался творческий путь писателя с публикации его первого романа, отправленного в популярный ежемесячный журнал тех лет «All Story». Под рукописью Берроуз оставил подпись Normal Bean, что в переводе — «нормальный парень». 400 долларов за озаглавленный редактором «Под лунами Марса» — приличная мотивация для юного автора.
Триумф пришел с изданием второго романа, а вернее цикла произведений «Тарзан из племени обезьян», но самого Берроуза процесс, похоже, вначале только забавлял: «Я писал его от руки на оборотах использованных бланков и на других случайных листках, которые попадались мне под руку. Я не считал роман особенно хорошим и сомневался, что его удастся пристроить».
Когда Берроузу пришла идея написать автобиографию, он просто сел за машинку и напечатал:
«Эдгар Райс Берроуз. Писатель».
Как итог многолетнего творчества: 11 романов в цикле «Марсиане», 26 романов о Тарзане, 7 романов о Земле Пеллюсидаре, 4 романа о Карсоне Нэпире и его приключениях на Венере, а также вестерны, средневековые опусы и исторические сводки из прошлого.
Помимо литературного наследия, Берроузу удалось оставить в истории и острые репортажи: во время Второй мировой войны писатель работал военным корреспондентом на тихоокеанском фронте военных действий.
«Меня всегда огорчало, что жизнь моя не блистала событиями, которые могли бы придать увлекательность биографическому повествованию. Увы — я из числа неудачников, которым не везет с приключениями, они всегда прибывают на пожар, когда огонь уже потушен».
Среди почитателей Берроуза были такие фантасты, как Рэй Брэдбери, Филип Хосе Фармер, а в числе последователей — Джон Норман и Отис Клайн. Значительная часть фантастики 1920-1930-х годов была написана как прямое подражание книгам Берроуза.
Несколько фактов об Эдгаре Райсе Берроузе:
«Средний человеческий ум не верит тому, чего он не в состоянии постигнуть».
«…пока мы живы, то сами и являемся господами нашей судьбы, мы — а не какой-нибудь бог!»
«Жалкие привычки делают их рабами их несчастной участи, а они твердо убеждены в том, что они цари творения, наслаждающиеся единственно ценным в жизни».
«Плутуют, убивают, лгут, обманывают, и все это из-за того, от чего отказались бы звери джунглей: из-за денег, которые могут доставить им утонченные наслаждения немощных».
«Вам, друг мой, она показалась бы отвратительным, безобразным существом, я же находил ее красивой,- так любовь преображает то, что любишь».
«Фи! Ваш культурный человек более жесток, чем звери».
«Глядя в лицо смерти, я поняла, как надо жить».