Энди Уорхол: от банки супа до философии смерти 

6 августа 2015, 16:43

В день рождения одной из ярких фигур искусства XX века мы вспомнили основные моменты жизненного пути Энди Уорхола — певца массовой культуры.

«Шикарная ублюдочность, глубоко пассивное удивление, завораживающее тайное знание…» — так словами из «Философии Энди Уорхола» и можно определить личность ее же автора. И, действительно, в этой фразе кроется часть правды, поскольку Уорхол был и циничен, и безучастен, но владел чем-то, что было недоступно большинству. Окутанная загадками призрачная личность одинокого художника не дает покоя уже долгое время.

«Я не вижу ничего ненормального в одиночестве. Мне хорошо одному. Люди сильно преувеличивают значение их любви. Она не всегда так важна. То же относится к жизни — ее значение люди тоже преувеличивают»

Энди Уорхол

Рожденный между мировыми войнами сын словацких эмигрантов Андрей Вархола из болезненного ребенка и школьного аутсайдера вырос в самую главную фигуру современного искусства XX века. Он обошел по известности художников Баскию и Ольденбурга, чьи имена вспоминаются не так часто, как имя Уорхола. Отец конвейерного искусства, говоривший, что «создание денег — это искусство, работа — это тоже искусство, а хороший бизнес — это лучшее искусство», с легкостью подтвердил свои слова и на собственном примере. Его картины, воспевающие величие предметов примитивной бытности и демонстрирующие «надуманные» иконы человечества, уходят с молотка за сотни миллионов, в 2013 году «Серебряная автокатастрофа (двойная авария)» продана за рекордные 105,4 млн. долларов.

"Серебряная автокатастрофа (двойная авария)", Энди Уорхол

«Серебряная автокатастрофа (двойная авария)», Энди Уорхол

Уорхол начинал как коммерческий иллюстратор и оформитель витрин, что положило начало его сотрудничеству с Vogue и Harper’s Bazaar. Однако после успеха его первой крупной выставки, состоявшейся в 1962 году на Манхэттене, на которой были представлены знаменитые Campbell’s Soup Cans и Coca-Cola 210 bottles, он купил «Фабрику», и начался новый виток в его творчестве.

Campbell's Soup Cans, Энди Уорхол

Campbell’s Soup Cans, Энди Уорхол

210_coca_cola_bottles1317671372059

Coca-Cola 210 bottles, Энди Уорхол

Окружение легендарной «Фабрики» дало Энди Уорхолу простор для развития не только своего художественного, но и журналистского дара. Он любил записывать говорящих людей, даже порой утверждал, что это ему нравится намного больше создания картин. Так, в середине 60-х он создал огромное количество маленьких фильмов, на которых его друзья актеры, художники, музыканты разговаривают, к слову, в числе говоривших, но вовсе не друзей Уорхола, был и Боб Дилан, забравший и поменявший «Двойного Элвиса» на диван. А в 1969 совместно с андеграундным журналистом Джоном Уилкоком Уорхол создал «кристальный шар поп-культуры» — журнал Interview, в котором звезды интервьюировали звезд, а тексты не правились.

Дебби Харри для Interview, 1979

Дебби Харри для Interview, 1979

Наркотическое безумие вечеринок «Фабрики» стало толчком для развития Энди Уорхола как режиссера. На этих вечеринках были все от Джона Леннона и Мика Джаггера в сопровождении ставшей божеством всех групп Аниты Палленберг до «домашних» звезд Уорхола, горевших ярко, но недолго, как Эди Седжвик.

Сексуальная революция, наступившая в богемных кругах, дала плоды в документальных зарисовках и откровенном Blow Job. В наибольшей степени суть «фабричного» духа внешне выражает «Винил», снятый в 1965 году, — экранизация антиутопического скандального «Заводного апельсина» Энтони Берджесса. Неостановимые герои, будто заключенные в плену кадра, совершают телодвижения, будучи статичными. Динамика внешнего действия сливается с полным бездействием внутренним, неизменением, как и в романе Берждесса, где главный герой, находясь в событийном вихре, который должен был его изменить, остается все той же жестокой личностью. Однако пустоту или гадость внутреннего мира можно легко скрыть за внешней красотой, которую, переживший тяжелую болезнь и ее внешние последствия, Уорхол очень ценил.

«Когда я смотрюсь в зеркало, я знаю точно, что вижу себя не так, как меня видят другие, потому что я смотрю на себя так, как мне хочется видеть»

Энди Уорхол

Уорхол никогда не оставлял лица на своих картинах в первозданном состоянии — он всегда убирал ретушью все прыщи, морщины и любые изъяны. В его видении недостатки человека были эфемерны, поскольку настоящее твое лицо — это то, которое видишь ты сам, а оно, как правило, совершенно. И ни к чему создавать что-то, что противоречит твоей идее прекрасного.

Энди Уорхол и Фарра Фосетт

Энди Уорхол и Фарра Фосетт

«Всегда опускай изъяны — им не место на хорошей картине, которую ты задумал»

Энди Уорхол

Все известные люди от Мэрилин Монро и Элизабет Тейлор до Гертруды Стайн и Кафки на его картинах выглядят, скорее, как символы культа, в рамки которого они были вписаны.

Изображение Мэрилин Монро, Энди Уорхол, 1967

Изображение Мэрилин Монро, Энди Уорхол, 1967

Изображение Элизабет Тейлор, Энди Уорхол, 1963

Изображение Элизабет Тейлор, Энди Уорхол, 1963

Изображение Гертруды Стайн, Энди Уорхол, 1980

Изображение Гертруды Стайн, Энди Уорхол, 1980

Изображение Франца Кафки, Энди Уорхол, 1980

Изображение Франца Кафки, Энди Уорхол, 1980

Культ личности Уорхол воспел так, что внешне это было и остается похоже на издевку. Хотя тиражирование портретов кинодив и мировых лидеров на яркие шелкографии было, скорее, оммажем, чем сарказмом. Энди Уорхол восторгался массовой культурой, о чем свидетельствовали и его слова.

«Самое прекрасное в Токио — Макдональдс. Самое прекрасное в Стокгольме — Макдональдс. Самое прекрасное во Флоренции — Макдональдс. В Москве и в Пекине пока нет ничего прекрасного»

Энди Уорхол

Он любил пластиковую громаду Лос-Анджелеса и Голливуда, утверждая, что и сам хотел бы быть пластиковым. Пластиковыми же он и делал изображенных на своих картинах людей — Пресли, Монро, Тейлор, чуждые увяданию и смерти.

Отношение Энди Уорхола к смерти

Явление смерти волновало Уорхола и находило отклик в его произведениях, особенно после покушения Валери Соланас в 1968 году. Когда-то снимавшаяся в фильмах художника, Соланас стреляла в него, что привело к клинической смерти. Катастрофы, страх смерти и ядерной угрозы беспокоили Уорхола, и он выражал собственные фобии через изображения траура, посмертных портретов и актов насилия.

Энди Уорхол

Энди Уорхол

Художник умер в 1987 году, оставив после себя наследие, которое активно продается и тиражируется, чему бы Уорхол был несказанно рад. Но история сыграла шутку и с его философией отрицания уникальности произведений искусства, все от Мадонны до Томми Хилфигера скупают его работы, оценивая их именно по принципу неповторимости и утонченной художественной ценности. Время меняет все.

Текст: Полина Ильина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ