«Жертвуя пешкой»: гениальность и безумие

20 ноября 2015, 15:09

«365» о том, почему картина о великом шахматисте имеет так мало общего с шахматами.

19 ноября на экраны вышла картина «Жертвуя пешкой» Эдварда Цвика («Последний самурай», «Легенды осени») — биография американского шахматиста 60-70-х годов прошлого века Бобби Фишера. Создатели фильма рассказывают историю человека, которого природа наделила не только потрясающим умом, но и амбициозным эго вкупе с отвратительным характером на грани психического расстройства. (Это, впрочем, стало уже неотъемлемой чертой гениев, появляющихся на киноэкране, начиная от героя «Игр разума» и заканчивая современным Шерлоком от BBC).

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой"

Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»

Большая часть сюжета «Жертвуя пешкой» вращается, подобно спутнику на орбите, вокруг центрального события жизни Фишера – матча за звание чемпиона мира 1972 года, в котором эксцентричный шахматист встретился с советским противником Борисом Спасским (Лев Шрайбер). Битва двух игроков стала битвой двух сверхдержав, хоть и в миниатюре — на поле размером 8 на 8 клеток. (Кажется, картины о соперничестве США и СССР снова в моде). Цвик, хоть и вскользь, но показывает нам, как много этот поединок значил во время Холодной войны, конфликта во Вьетнаме и Уотергейтского скандала.

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой"

Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»

Конечно, сюжетная линия не исчерпывается шахматами и противостоянием двух великих игроков. Цвик использует все приемы удачного байопика. Чтобы зритель не скучал, создатели рассказывают нам и о становлении героя Макгуайра, и о его растущей паранойе и психической неуравновешенности, и о нелегких взаимоотношениях Бобби с  настроенной прокоммунистически матерью (им посвящены флэшбеки).

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой"

Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»

С одной стороны, это определенно придает работе Цвика динамизма, но, с другой, сужает во многом тот конфликт, тот потенциал, который изначально заложен в историческом столкновении двух умнейших людей планеты. Мы видим, как Фишер вскрывает телефонную трубку в поиске жучков, как он устраивает один скандал за другим, но не видим, что делает его по-настоящему великим игроком. Режиссер старается не акцентировать внимание на том, что происходит на шахматной доске, видимо, посчитав, что это не будет интересным зрителю. Иными словами, не будь в основе фильма исторического факта, шахматы в сюжете «Жертвуя пешкой» можно было бы спокойно заменить другой игрой практически без каких-либо потерь для сюжета.

Кадр из фильма "Жертвуя пешкой"

Кадр из фильма «Жертвуя пешкой»

Хотя особых претензий к актерскому составу нет, но надо признать, что Спасский в исполнении Лева Шрайбера выглядит более ярко, чем его американский противник, несмотря на всю эксцентричность Фишера. Однако когда на экране остается только Макгуайр, ему неплохо удается передать замкнутый и невротичный характер своего героя. Отдельного упоминания стоит также Питер Сарсгаард, исполнивший роль бывшего шахматиста, а ныне священника Билла Ломбарди, помогающего тренироваться Фишеру.

Подводя итог, надо признать, что «Жертвуя пешкой» определенно придется по душе тем, кто любит динамичные фильмы с оттенком интеллектуальности, но, скорее всего, разочарует тех, кто хочет посмотреть кино именно о шахматистах.

Текст: Виталий Михайлюк

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ