Жан Дюжарден: от комика до трагика и обратно

19 июня 2015, 14:57

В честь дня рождения одного из самых обаятельных и интересных французских актеров вспоминаем самые значимые для его карьеры фильмы.

«Брис Великолепный» (2005)

1424602717_2107528934_kadrs

Жанр этого фильма обозначен как «эксцентрическая комедия», и потому главный герой фильма Брис в исполнении Дюжардена настолько эксцентричен, насколько глуп. Брис – сын богатого папочки и беспечный прожигатель жизни, живет в Ницце на лазурном берегу и известен как серфер, ни разу в жизни не оседлавший ни одной волны. Сложности у Бриса начинаются, когда папа теряет доход, и ему самому (вместе с доской для серфинга) приходится обеспечивать свою жизнь. Но реальный мир оказывается не готов к приходу Бриса.

Невероятно, но факт: это кино (?) было популярно во Франции. Начинавший как комик Дюжарден, еще мало кому известный, но отчаянно пытающийся пробить себе дорогу, удостоился сравнения с Джимом Керри за свою «игру лицом» в этом фильме (впрочем, сравнения его игра не выдерживает – он и рядом с Керри не стоит). Прокатчики тщетно дали фильму название «Брис Великолепный» по аналогии с «Брюсом Всемогущим». Самый смыслосодержащий момент фильма в финальной закадровой фразе: «Эй, вы все еще здесь? Значит, я вас зацепил!» Это означает, что до конца выдерживают только такие же отчаянные в своей эксцентричности типы, или те, кто сразу уловил обличительную суть фильма. Однако режиссер был «пьян», и фокус не удался: ничтожный Брис стал положительным романтизированным героем, а Жан Дюжарден, вдохновленный успехом, отстриг обесцвеченные волосы и стал осваивать драматические амплуа. Надо сказать, это пошло ему на пользу.

«Встречное расследование» (2007)

contre-enquete

Этот французский детектив с элементами драмы и триллера снял Франк Манкусо, некогда писавший сценарий замечательного образца европейского детективного кино «36, набережная Орфевр». Здесь акценты поровну распределены между тяжестью преступления (убивают ребенка) и запутанностью истории (задержанный и осужденный преступник переписывается с комиссаром и настаивает на своей невиновности). Сам сюжет относительно предсказуем до ¾ фильма, когда действие неожиданно принимает такой оборот, что оставшееся время следишь за ходом расследования почти неотрывно.

Перевоплощение Дюжардена в комиссара полиции, чью дочь убил полусумасшедший маньяк, и который теперь вынужден вести собственное, «встречное», расследование темного дела, принесло французскому кино понимание настоящего места Дюжардена. Драматическая роль и талант, с которым он исполнил довольно средне проработанного сценаристом персонажа (несмотря на общую занятность сюжета) вытянула на уровень выше среднего весь фильм. Хотя комичное прошлое Дюжардена дало о себе знать: в рецензиях европейские критики писали, что все действие они так и ждали от Дюжардена то гримасы, то какого-нибудь отчаянно глупого проступка. И сами же хвалили Манкусо и Дюжардена за такой смелый эксперимент.

«99 франков» (2007)

99-francs

В том же 2007 году Дюжарден принимает участие в многообещающем, но в итоге откровенно слабом фильме – «99 франков», снятом по одноименному бестселлеру Фредерика Бегбедера. Здесь хромает как сценарий, жаждущий больший акцент сделать на то, что вызовет у зрителя рвотные рефлексы и всячески увиливающий от первоначального желания Бегбедера заставить зрителей думать, операторская работа, которая почему-то упорно держится на безыскусных и до возмущения простых планах, а также совершенно средняя игра актерского состава, который, однако, спасает он – Жан Дюжарден.

Роль гламурного рекламщика Октава чем-то сродни уже освоенным Дюжардену ролям прожигателей жизни, но в рамках драмы он играет с огромной энергией и силой, наделяет своего героя характером и харизмой, убедительно показывает пиарщика таким, какой он должен, чтобы выжить в этом продажном и жестоком мире рекламы. Заслуга такой реальности героя Дюжардена отнюдь не в его даровании комика, как считают некоторые, а именно в освоении актером драматической игры и способности в прямом смысле стать другим человеком (что Дюжарден будет использовать в уже более поздних работах).

«Шорох кубиков льда» (2010)

Бертран Блие, некогда получивший за фильм «Приготовьте ваши носовые платки» премию «Оскар», позиционировал картину «Шорох кубиков льда» как задорную, грустную и философско-интеллектуальную комедию о человеке со слабостями. Фильм получился истинно в стиле Блие: простой и дерзкий по исполнению, витиеватый и многоуровневый по задумке, непонятный и абсурдный по наполнению.

Писатель Шарли Фольк, злоупотребляющий алкоголем и прочими приятными, но вредными в больших дозах вещами, однажды встречает мужчину. Незнакомец, подозрительно прилипчивый и наглый, представляется Шарлю не много ни мало как «Привет, я – твой рак». На резонную реплику Шарля о том, что рак ему, собственно, не нужен, мужчина так же резонно замечает: «Как так? Вы разве не хотите умереть?» После этого бытие Шарля и его «рака» должно либо привести первого в могилу, либо же человек все же переборет себя и болезнь. Комедийное течение фильма легко и быстро несет интеллектуальные диалоги, тонкий и хитрый цинизм режиссера и достаточно интересную, хотя и местами абсолютно мудреную, философию.

Дюжарден как актер в роли писателя Шарли Фолька, в принципе, ничего нового в себе этим фильмом не открыл, хотя исполнение его можно назвать достаточно ярким. Но недостаточным для такой интересной (и абсурдной) идеи.

«Артист» (2011)

Коротко о том, как фильм восприняло мировое киносообщество. Канны: 10 минут аплодисментов стоя и премия за лучшую мужскую роль (Жан Дюжарден), а также «Пальмовая собака» для терьера Угги. Британская киноакадемия (BAFTA): 7 наград, включая «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (Жан Дюжарден). Сезар: 6 наград, включая «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (Жан Дюжарден). Оскар: 5 наград, включая «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (Жан Дюжарден). Золотой глобус: 3 награды, включая «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль» (Жан Дюжарден). Премия «Гойя», премия Гильдии киноактеров, премия Европейской киноакадемии, премия фестиваля «Сан-Себастьян». Плюс миллионы поклонников по всему миру и миллионные сборы в прокате.

Сюжет фильма Мишеля Хазанавичуса довольно незамысловат. Звезда немого кино Джордж Валентайн с появлением микрофонов на съемочной площадке выходит в тираж, теряя славу и самого себя. Безнадежно влюбленная в Валентайна статистка Пеппи Миллер, напротив, становится новым явлением на небосклоне Голливуда. Оба несчастны, потому что оба лишены любви, но оба будут счастливы, когда найдут друг друга. В целом, история сама по себе красива и мелодраматична, но вся соль не в ней.

Черно-белое немое кино о черно-белом немом кино, сделанное с безграничной любовью к кино в целом. Напоминание о простых, но основополагающих человеческих ценностях, сделанное в стиле раннего Голливуда, с идеальными визуальными и музыкальными стилизациями и потрясающей игрой актеров, среди которых буквально блистает Дюжарден. Глядя на него здесь не верится, что он когда-то кривлялся в «Брисе» и выворачивался наизнанку в «99 франках» — роль в «Артисте» исполнена настолько тонко и изящно, что, кажется, никто другой с нею бы не справился. Для Дюжардена эта роль – прорыв в профессиональном и личном росте, роль, открывшая перед ним безграничные возможности самореализации. Однако вопрос о том, как Жан Дюжарден после такого успеха и признания попал в подозрительную компанию «Охотников за сокровищами» и снялся в еще более сомнительном «Право на лево», очевидно, риторический. Однако хочется верить, что этот артист еще снимется в своем шедевре.

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ