10 байопиков о музыкантах

19 мая 2014, 09:45

Как бы это ни звучало, но музыканты — особая каста: молодые люди завидуют, а у девушек при виде гитариста лихорадочно блестят глаза. Почему музыкантам все, а другим ничего? Почему музыканты так привлекательны, и мы теряем от них голову? Пробуем разобраться, составив десятку лучших байопиков о культовых исполнителях музыки.

 

Генсбур. Любовь хулигана, 2010

1генсбург

Слоган  — «Скандалы утихают…Легенды остаются» — как нельзя лучше характеризует как сам байопик, так и отдельно Сержа Генсбура, человека-оркестра, чья творческая продуктивность 60-80-х годов могла бы вызвать опасливое беспокойство у самого Жана Кокто. Десятки хитов на все времена, природное чутье на толстые провокации и образ обаятельного засранца на нескончаемом гребне креативной потенции  — слагаемые иконического статуса Генсбура.

Жоанн Сфар снял биографическую картину, предсказуемо охарактеризованную как «гротескная фантазия», что справедливо, если под гротеском понимать анимационные вставки, где альтер-эго Генсбура в виде носатой долговязой мультяшки читает нотации Эрику Эльмонино, исполнившему главную роль. Оригинальность в глазах смотрящего, но что действительно сносит с ног: 1. Внешне Эльмонино будто обведен с Генсбура, особенно в профиль; 2. Сцена с Летицией Каста в роли Бриджит Бардо, сидящей на крышке рояля лицом к музицирующему Генсбуру лишает рассудка.

 

Рэй, 2004

kinopoisk.ru

«Это может прозвучать кощунственно, но я считаю, что Рэй Чарльз был важнее, чем Элвис Пресли. Я не знаю, был ли Рэй одним из создателей рок-н-рола, но он определенно был первым во многих вещах… Кто, черт возьми, когда-либо смешивал вместе столько стилей, да так, чтобы это заработало?!» — говорил Билли Джоэл. Даже если кто-то и смешивал, то стиль Чарльза, тем не менее, намертво врезался в вечность в одиночном экземпляре. Роль «единственного настоящего гения в Голливуде», по словам Фрэнка Синатры, в биографической картине Тэйлора Хэкфорда блестяще исполнил Джейми Фокс, получивший за эту работу заслуженную премию «Оскар».  Драма основана на сценарии, который изучил и сам Рэй Чарльз, получив его копию в переводе по азбуке Брайля. Картина стала буквально прощальной нотой джазмену — Рэй Чарльз умер от печеночной недостаточности 10 июня 2004, успев, тем не менее, увидеть предварительную версию фильма.

 Сид и Нэнси, 1986

sid 3

Панк-версия «Ромео и Джульетты» Алекса Кокса, снятая в 1986 году, пересматривается все еще нарастающей толпой поклонников группы Sex Pistols уже почти 30 лет, никому при этом не надоедая. Сид Вишез и Нэнси — пара, история взаимоотношений которых вызывает столько же яростных монологов поклонников, сколько и трагический роман Владимира Маяковского и Лили Брик. Гэри Олдман, воскресивший на экране культовую фигуру 80-х, получил 8-е место в рейтинге «10 самых лучших рок-ролей» по версии Uncut Magazine. Фильм получил спорные оценки, и, в качестве красноречивого свидетельства, напомним, что Джонни Роттен, солист группы «Sex Pistols», отпустил массу шпилек в сторону режиссера байопика, назвав фильм «низшим, на что способна природа».

Doors, 1991

dorz4

«Окончательная история наркотиков, секс и рок-н-ролла» Оливера Стоуна изначально планировалась как весьма незатейливый, строго коммерческий проект по типичному и простенькому сценарию, на который крайне удачно накладывалась биография солиста группы The Doors, Джима Моррисона. Однако Саша Харари, продюсер фильма, настоял на покупке прав на экранизацию книги «Никто не выйдет отсюда живым» Джерри Хопкинса и Дэнни Шугермана. Лента снималась в течение нескольких лет, но амбиции Харари окупились с лихвой: за объективом камеры оказался Оливер Стоун, на тот момент получивший премии «Оскар» за работу над фильмами «Уолл-стрит» и «Сальвадор», а главные роли исполнили Вел Килмер, Мег Райан, Кайл Маклахлан и Майкл Мэдсен.

В дурмане, 2005

kinopoisk.ru

Когда речь заходит о The Rolling Stones, мы автоматически вспоминаем о Мике Джаггере или Ките Ричардсе, иногда о Роне Вуде. Для многих, даже тех, кто неплохо знаком с музыкой британских рок-музыкантов, имя Брайана Джонсона говорит крайне мало, а меж тем основатель самой известной британской группы после The Beatles заложил основу идеологии «секс, наркотики и рок-н-ролл». Стивен Вулли перенес на экран давно заезженную, но всегда притягательную историю под грифом «взять от жизни все и умереть молодым»: Брайан Джонс к 27 году рождения переменил историю музыки, дав миру The Rolling Stones, получил несметные богатства, заслужил всемирную известность и посвятил жизнь нон-стоп вечеринке. Нет единого мнения относительно причин его смерти, но зенит его жизни в картине вычерчен самым детальным образом — ничего святого и безудержное веселье.

Меня там нет, 2007

ImNotThere6

Биографическое кино Тодда Хейнса, посвященное Бобу Дилану, вышло в прокат в 2007 году и задало новый формат повествования: роль Дилана исполняют по очереди Кейт Бланшетт, Ричард Гир, Кристиан Бэйл, Маркус Карл Франклин, Хит Леджер и Бен Уишоу. Каждому из актеров досталось по 1 из 6 частей, на которые поделен фильм, и каждая из них посвящена знаковым страницам биографии легенды рок-музыки — детства, юности, жизненного перелома и творческой зрелости.

Части тела, 1997

MSDPRPA EC005

Скандально известный Говард Стерн, американский диджей, теле- и радиоведущий, сыгравшего самого себя в куда менее скандальном байопике Бетти Томас, старательно занимался подтруниванием над хорошим вкусом по принципу Ларса фон Триера — «нет ничего забавнее, чем издевательство культуры низшей над культурой высокой» — и в том числе изо всех сил иронизировал над собой, но желаемого взрыва негодования со стороны высоколобых критиков не добился. Несмотря на «любительскую» съемку и избыток скабрезных хохм, реакция на фильм оказалась более чем вялая, пусть дело и не обошлось без брезгливого раздражения со стороны профессионалов. «Всю жизнь я стремился только к тому, чтобы быть смешным. И всю жизнь выглядел идиотом», — признается Говард Стерн. Сам все сказал.

Переступить черту, 2005

8

Получивший 3 премии «Золотой глобус» и несколько номинаций на «Оскар» биографический фильм Джеймса Мэнголда посвящен кантри-певцу Джонни Кэшу, звезде американской музыки 1940-60-ых. Главные роли исполнили Хоакин Феникс и Риз Уизерспун, которая получила «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль». Красивая, но разбавленная знатной порцией яда история музыканта, пережившего тяжелые семейные конфликты, потери и до поры до времени безответную любовь к своей будущей жене, Джун Картер. Кэш стал звездой в 23 года и мгновенно встал в один ряд с Элвисом Пресли и Джерри Ли Люисом. Джонни Кэш сам выбрал Хоакина Феникса для исполнения роли самого себя, хотя вынести оценку фильму не успел — легенда кантри умер в сентябре 2003 года, несколько месяцев спустя после смерти Джун.

Контроль, 2007

контроль 9

Пожалуй, та редкая лента, вполне заслуживающая звания «самостоятельная»: пусть основой сюжета послужили мемуары бывшей жены Яна Кёртиса, солиста группы Joy Division, но голландец Антон Корбейн, заявивший о себе на Каннском фестивале в 2007 году, снял кино,  посвященное не столько культу фронтмена JD, сколько непосредственно самой истории, взятой отдельно от субъекта. Особенно выделяющаяся черта байопика в том, что музыкальный стиль группы был переложен на язык кинокамеры — черно-белый поток кадров, смутные силуэты и гулкая отстраненность. Фильм назван самым крутым британским фильмом года и собрал букет престижных наград, в том числе премию BAFTA и специальный приз Каннского кинофестиваля 2007 года.

 Стена, 1982

pink 10

ЛСД-психодел от Алана Паркера, сценарий которого основан на альбоме Pink Floyd 1979 года «Pink Floyd The Wall». Маленькая выдержка из синопсиса — «Пинка выводят на сцену, но из-за своего психического состояния и действия наркотиков он выпускает изнутри свою тёмную личность и превращает концерт (в своём сознании) в нацистский митинг, где он является фюрером» — дает основания полагать, что строго байопиком «Стену» не назовешь, однако идея  ведения нарратива, прямо скажем, занятна. В главной роли, персонажа Пинка, стремящегося разрушить стену, выступил Боб Гелдоф, ирландский рок-музыкант, лидер панк-группы The Boomtown Rats. В фильме прозвучала одна из самых известных записей Pink Floyd, «Another Brick in the Wall, Part II», в тексте которой высказан протест против притеснения школьников системой, чем впоследствии школьники оперативно пользовались, исполняя ее на школьных демонстрациях. Лента произвела широкий резонанс со стороны зрительской аудитории: например, в фильме есть сцена, в которой школьники, подавляемые требованиями системы, массово перемалываются в огромной мясорубке, а в записи « Another Brick in the Wall» гимн исполнили ученики Грин-Айлингтонской школы.

Текст: Юлия Гольбах

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ