NICE 2015: день пятый

13 апреля 2015, 18:20

Кинообозреватель «365» Светлана Иванова делится впечатлениями от Фестиваля нового итальянского кино N.I.C.E. 2015.

В преддверии обещанного road movie «Мир – такой, какой он есть» Алессандро Лунарделли в зале наблюдается road movement: гости все прибывают, и те, кто занял не свои места, паровозиком смещаются то вправо, то влево. Сегодня из новых – только фильм Лунарделли, и потому на него возлагают большие надежды. Рядом со мной сидит умудренный сединами профессор, который общается со своей женой на предмет изобразительной силы нового итальянского кино. Сзади кто-то обсуждает Наума Клеймана. Судя по всему, «сзадисидящие» после просмотра спросят у мэтра отечественного киноведения о том, на какой диете он сидит. На меня накатывает вселенская грусть, и я погружаюсь в разговор об изобразительной силе нового итальянского кино.

Фильм «Мир – такой, какой он есть» начинают представлять без режиссера. И тут начинается диссонанс с буклетом NICE, судя по которому «Мир» — трагикомедия, а судя по представлению – драма. Вдруг в зал «Иллюзиона» вбегает сам Лунарделли, который только приехал в Москву – аккурат к представлению своей картины. Он называет ее драмой.

«Я особой оригинальностью в представлении отличаться не буду. Скажу только, что этот фильм для меня был важным этапом в творчестве, и мне интересно, как он будет принят. То, как я его делал, каким образом писал сценарий – это вы увидите в самом фильме. А уже после обещаю ответить на все ваши вопросы».

Братья Лорис, 30 лет, и Давиде, 18, живут в Агро – небольшом городке на севере Италии. У них с отцом есть семейный бизнес, который из-за кризиса терпит большие убытки. Их жизнь в целом замкнута, Агро – это мини-модель капиталистической индустриальной системы, которая давит на людей, закрывает от них настоящие, глобальные проблемы человечества и диктует им жизнь по принципу «так правильно». После провалившейся попытки подарить одному из бизнес-партнеров билеты в Барселону на футбольный матч, братья решают поехать туда сами. В Испании Давиде встречает чилийца Энди и, влюбившись, сбегает с ним в Латинскую Америку. В Чили Давиде оказывается среди экологических активистов, в том числе знакомится с девушкой Энди – Аной. Все идет наперекосяк, Давиде плохо ориентируется в экологической борьбе и ее целях, но, тем не менее, он чувствует долгожданную свободу, живет настоящей жизнью, видит реальные проблемы. Лорис, несмотря на беременность жены, отправляется за братом, надеясь образумить его. Путешествие к тающим ледникам, которое Лорис, Давиде и Ана предпримут с целью найти снова исчезнувшего Энди, в каком-то смысле станет решающим для «правильных» братьев.

il-mondo-fino-in-fondo

«Мир – такой, какой он есть»

«Мир – такой, какой он есть» — это образец кино, в котором взято много проблем, и из-за их обширности они наслаиваются друг на друга неровными и достаточно плотными слоями. То есть, в принципе, в этом фильме – полтора часа, на секунду – спрятано целых три фильма. Гомосексуализм в Италии (хотя здесь это, все же, больше двигатель сюжета – но отношение Лориса к Давиде весьма показательно); капиталистическая индустриальная жизнь, калечащая людей; борьба экологических активистов с губящим природу международным капитализмом; внутренняя жизнь чилийцев – тех, кто прошел через Пиночета и «молодняк», который сейчас «погружен в глобализацию» и т.д. И все это надо понять, почувствовать, осознать в глобальном противопоставлении – и остаться в здравом уме после передозировки информацией. Лунарделли хорошо прорисовал характеры своих персонажей, в том числе выверив исторические события, повлиявшие на них, через персонажей, в свою очередь, зритель понимает и историю страны, где разворачивается история. Актеры – Лука Маринелли и Филиппо Шиккитано – с ролями справляются, оператор великолепно показывает пейзажи Чили, их размах и яркость (причем это не просто красота – это прием противопоставления мертвого Агро и живого Чили). Но по части проблематики в конце фильма ты сидишь с загруженным на 100% ЦП. Я, например, даже начала рисовать себе схему разобранных Лунарделли проблем и их взаимосвязь. Получился лабиринт с одним выходом.

Зрители первым делом спросили Лунарделли о его личном отношении к поднятым в фильме проблемам и какие из них его больше всего волнуют. По мнению Алессандро, Лорис, убежденный капиталист, волнует его больше, чем все остальные персонажи. Если Давиде все же останется в Чили и будет жить свободной жизнью, то Лорис вернется к семье и будет продолжать вариться в котле выручки и бизнеса. Хотя тут же он оговорился, что ему жаль Лориса, так как он – старший брат, и с уходом из семьи матери он взял заботу о Давиде на себя, а вместе с ней и обязанность быть преемником бизнеса отца. Прозвучал вопрос и о «воинствующих бездельниках» — экологических активистах Чили. По мнению Лунарделли, это только в какой-то степени безделье – все же, их волнуют более благородные проблемы, чем того же Лориса с его поставщиками и супермаркетами. Кто-то спрашивает о традиции крепких браков в Италии – и Лунарделли оговаривается, что, к сожалению, много разводов, но вот Лорис – он будет держаться, хотя Давиде не из таких…

«Мир – такой, какой он есть»

«Мир – такой, какой он есть»

Из всей дискуссии возникло чувство, что мы разбираем какое-то премудрое сложносочиненно-сложноподчиненное предложение на десять строк, где допущены ошибки с согласованием, выбором союзов и знаков препинания… Плюс тут сразу несколько подлежащих, у которых по два-три сказуемых… Из-за сложности непонятно, с какой стороны это все надо понимать. И остаются только безуспешные попытки упростить эти «десять строк». Зато «предложение» очень красиво звучит и содержит в себе глубокий смысл. Наум Клейман пожелал Лунарделли в будущих фильмах выбирать какую-то одну ведущую тему, или, по крайней мере, ярче ее обрисовывать и подчинять ей проблемы-спутники. В яблочко.

О режиссуре и сложности фильма «Мир – такой, какой он есть» мы потом поговорили с Алессандро Лунарделли в интервью, которое будет доступно чуть позже. Завтра нас ждет заключительный день Кинофестиваля NICE 2015 с драмой Алессио Кремонини «Граница» и комедией Роберто Андо «Да здравствует свобода».

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ