«Молодость»: простые мелодии Паоло Соррентино

23 октября 2015, 09:00

«365» посмотрел фильм Паоло Соррентино «Молодость», где режиссер пытается показать эстетическую составляющую через призму «некрасивости» и делает музыку отдельным героем картины.

«При просмотре фильма, не думайте, что это «Великая красота – 2», — говорит генеральный директор дистрибьюторской компании A-one films, которая не раз привозит к нам в Россию фестивальное кино. Возможно, это не «Великая красота», но картина получилась такой же эпохальной, как и предыдущая работа итальянского режиссера. «Молодости» уже пророчат «Оскар»-2016.

Кадр из фильма "Молодость"

Кадр из фильма «Молодость»

В «Молодости» повествуется об известном композиторе-дирижере Фрэде и оскароносном режиссере Мике. Они дружат уже тысячу лет, и сейчас проводят лето на альпийском курорте, полностью уверенные в своей старости. Фрэда зовут выступить на дне рождения принца Филиппа, а Мик старается закончить сценарий к своему «фильму-завещанию» с молодой командой кинематографистов. Оба дивятся этому миру и наблюдают за красотой и настоящей маской этой жизни.

Что самое невероятное в фильмах Паоло Соррентино — так это владение силами всех образов и характеров. Всегда был «дирижер» — главный герой, но тогда оставались и сольные инструменты, абсолютно свободные от регулирования. В новом фильме у итальянца «дирижера» целых два: у каждого свой оркестр, и каждого ждут либо овации, либо полная тишина. Впервые Соррентино уделяет большее экранное время двум актерам, делая из них практически один образ, но с разными точками зрения на жизнь. Характеры выстраиваются вокруг них, кто-то остается надолго, а кто-то внезапно исчезает, но самое хорошее они говорят только друг другу.

Кадр из фильма "Молодость"

Кадр из фильма «Молодость»

Это не похоже ни на «Великую красоту», ни на «Где бы ты ни был». В предыдущих работах сюжет растягивался для одного главного героя, где он эволюционировал через какие-то кульминационные моменты. Здесь же главные герои уже пришли к развязке, и им остается только рассуждать, развиваться через поворотные истории второстепенным образом. Дирижеры взмахнули рукой.

Как и герой Феллини в «8 1/2», Фрэд и Мик также оказываются в душной машине посреди пробки, только в образе санатория. Они готовятся наблюдать, как быстро ездят машины по чистому шоссе. Иногда шутят, что написали сегодня только одну строчку, периодически иронично придумывают шутки о проблемах с простатой… Снова Соррентино открыто обращается к наследию итальянского мэтра — только он это делает это намного сложнее и трагичнее.

Кадр из фильма "Молодость"

Кадр из фильма «Молодость»

Соррентино не первый раз выбирает героев, которые старше его вдвое. Наотрез отказавшись принимать реальность, все его персонажи «в возрасте» живут жизнью молодых. В новом фильме все меняется: картине больше подойдет название «Старость», нежели «Молодость». Но вот что сбивает с толку: молодые персонажи второстепенного плана не живут и не дышат молодостью. По иронии, в конце врач говорит Фрэду, что тот здоров как бык, хотя он был уверен, что «что-то в нем не так».

Итальянский режиссер показывает эстетическую составляющую через призму «некрасивости». Став камерой, как будто готовой сфотографировать, он исследует человеческую душу и тело: как снаружи может быть безобразно, но прекрасно внутри. Парцелляционно он «бросается» кадрами под ритм музыки композитора Дэвида Лэнга.

Кадр из фильма "Молодость"

Кадр из фильма «Молодость»

Музыка здесь играет одну из главных ролей и стоит в одной полосе с Фрэдом и Миком. Соррентино наполняет весь фильм разной музыкой, отдавая предпочтение неоклассике и «каверам» знаменитых песен. Контрастом он включает танцевальные композиции, так же противопоставляя «молодость» и «старость» через музыкальное восприятие. Кульминация сюжетной линии музыки остается напоследок, она не становится развязкой, а еще сильнее насыщает фильм. Оперная неоклассическая композиция психологически настраивает на жуткую, но одновременно безумно красивую атмосферу. Великая красота – музыка.

Кадр из фильма "Молодость"

Кадр из фильма «Молодость»

Итальянский режиссер уже доказал в своих предыдущих работах, что музыка живет своей жизнью. В «Молодости» он пытается очеловечить ее, смотря на нее глазами Фрэда, композитора. Не зря он в фильме говорил, что может понимать только музыку. Как и в картине «Где бы ты ни был» лейтмотивом становится одноименная песня группы Talking Heads, сыгранная в разных вариациях специально для фильма. Композиция «My heart in the highlands» композитора Arvo Part мистически врывается в роскошную жизнь Рима в фильме «Великая красота». На этот раз у Соррентино простые мелодии — «Simple Songs». Будучи совершенно не англоязычным товарищем, до сих пор не разобравшись в этом языке, он все-таки точно понимает значение некоторых слогов. Само название «Simple Songs» построено на аллитерации, с повторяющимися буквами S. Режиссер делает свои «Простые мелодии» совершенно непростыми и доказывает это в конце силой музыки.

Кадр из фильма "Молодость"

Кадр из фильма «Молодость»

После того, как никто не принял фильм «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном, все решили, что Соррентино лучше не снимать англоязычные фильмы. Лучше уйти к своему родному итальянскому. Как бы то ни было, «Молодость» он снял достаточно «по-английски», возможно, местами отдавая дань кинорежиссеру Кеннету Брана. Не зря он начинает фильм с того, что к Фрэду приходит доверенный английской королевы и просит сыграть концерт для принца Филиппа. Соррентино не снимает по-американски наивно, как он делал в картине «Где бы ты ни был». Английское восприятие действительно делает фильм фарфоровым и специально холодным, герои не так часто показывают эмоции. Они просто не тратят их попусту. Что-то английское есть и в диалогах — бесконечный «поток сознания» идет у второстепенных и главных образов. «Потоком сознания» наделены и кадры, когда лучше помолчать.

Кадр из фильма "Молодость"

Кадр из фильма «Молодость»

Соррентино рассуждает на тему любви, смерти, старости, но, главное, молодости. Он метафорично, как будто тенью, делает это слово лейтмотивом. Поэтому и Мисс Вселенная застает Фрэда и Мика врасплох, когда они нежатся в бассейне. Абсолютно нагая, рельефная и молодая. Никакая одежда и косметика не поможет при виде настоящей чистой красоты.

Трагедия наступает неожиданно, однако сама ее атмосфера уже существовала в течение всего фильма. Раскрытие плавно приходит к концу. Любовь – трагедия. Но не та, которой напичканы мелодрамы последних лет, а та, из-за которой рождается искусство. И простые мелодии начинают петь о самом сложном.

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ