«При просмотре фильма, не думайте, что это «Великая красота – 2», — говорит генеральный директор дистрибьюторской компании A-one films, которая не раз привозит к нам в Россию фестивальное кино. Возможно, это не «Великая красота», но картина получилась такой же эпохальной, как и предыдущая работа итальянского режиссера. «Молодости» уже пророчат «Оскар»-2016.
Кадр из фильма «Молодость»
В «Молодости» повествуется об известном композиторе-дирижере Фрэде и оскароносном режиссере Мике. Они дружат уже тысячу лет, и сейчас проводят лето на альпийском курорте, полностью уверенные в своей старости. Фрэда зовут выступить на дне рождения принца Филиппа, а Мик старается закончить сценарий к своему «фильму-завещанию» с молодой командой кинематографистов. Оба дивятся этому миру и наблюдают за красотой и настоящей маской этой жизни.
Что самое невероятное в фильмах Паоло Соррентино — так это владение силами всех образов и характеров. Всегда был «дирижер» — главный герой, но тогда оставались и сольные инструменты, абсолютно свободные от регулирования. В новом фильме у итальянца «дирижера» целых два: у каждого свой оркестр, и каждого ждут либо овации, либо полная тишина. Впервые Соррентино уделяет большее экранное время двум актерам, делая из них практически один образ, но с разными точками зрения на жизнь. Характеры выстраиваются вокруг них, кто-то остается надолго, а кто-то внезапно исчезает, но самое хорошее они говорят только друг другу.
Кадр из фильма «Молодость»
Это не похоже ни на «Великую красоту», ни на «Где бы ты ни был». В предыдущих работах сюжет растягивался для одного главного героя, где он эволюционировал через какие-то кульминационные моменты. Здесь же главные герои уже пришли к развязке, и им остается только рассуждать, развиваться через поворотные истории второстепенным образом. Дирижеры взмахнули рукой.
Как и герой Феллини в «8 1/2», Фрэд и Мик также оказываются в душной машине посреди пробки, только в образе санатория. Они готовятся наблюдать, как быстро ездят машины по чистому шоссе. Иногда шутят, что написали сегодня только одну строчку, периодически иронично придумывают шутки о проблемах с простатой… Снова Соррентино открыто обращается к наследию итальянского мэтра — только он это делает это намного сложнее и трагичнее.
Кадр из фильма «Молодость»
Соррентино не первый раз выбирает героев, которые старше его вдвое. Наотрез отказавшись принимать реальность, все его персонажи «в возрасте» живут жизнью молодых. В новом фильме все меняется: картине больше подойдет название «Старость», нежели «Молодость». Но вот что сбивает с толку: молодые персонажи второстепенного плана не живут и не дышат молодостью. По иронии, в конце врач говорит Фрэду, что тот здоров как бык, хотя он был уверен, что «что-то в нем не так».
Итальянский режиссер показывает эстетическую составляющую через призму «некрасивости». Став камерой, как будто готовой сфотографировать, он исследует человеческую душу и тело: как снаружи может быть безобразно, но прекрасно внутри. Парцелляционно он «бросается» кадрами под ритм музыки композитора Дэвида Лэнга.
Кадр из фильма «Молодость»
Музыка здесь играет одну из главных ролей и стоит в одной полосе с Фрэдом и Миком. Соррентино наполняет весь фильм разной музыкой, отдавая предпочтение неоклассике и «каверам» знаменитых песен. Контрастом он включает танцевальные композиции, так же противопоставляя «молодость» и «старость» через музыкальное восприятие. Кульминация сюжетной линии музыки остается напоследок, она не становится развязкой, а еще сильнее насыщает фильм. Оперная неоклассическая композиция психологически настраивает на жуткую, но одновременно безумно красивую атмосферу. Великая красота – музыка.
Кадр из фильма «Молодость»
Итальянский режиссер уже доказал в своих предыдущих работах, что музыка живет своей жизнью. В «Молодости» он пытается очеловечить ее, смотря на нее глазами Фрэда, композитора. Не зря он в фильме говорил, что может понимать только музыку. Как и в картине «Где бы ты ни был» лейтмотивом становится одноименная песня группы Talking Heads, сыгранная в разных вариациях специально для фильма. Композиция «My heart in the highlands» композитора Arvo Part мистически врывается в роскошную жизнь Рима в фильме «Великая красота». На этот раз у Соррентино простые мелодии — «Simple Songs». Будучи совершенно не англоязычным товарищем, до сих пор не разобравшись в этом языке, он все-таки точно понимает значение некоторых слогов. Само название «Simple Songs» построено на аллитерации, с повторяющимися буквами S. Режиссер делает свои «Простые мелодии» совершенно непростыми и доказывает это в конце силой музыки.
Кадр из фильма «Молодость»
После того, как никто не принял фильм «Где бы ты ни был» с Шоном Пенном, все решили, что Соррентино лучше не снимать англоязычные фильмы. Лучше уйти к своему родному итальянскому. Как бы то ни было, «Молодость» он снял достаточно «по-английски», возможно, местами отдавая дань кинорежиссеру Кеннету Брана. Не зря он начинает фильм с того, что к Фрэду приходит доверенный английской королевы и просит сыграть концерт для принца Филиппа. Соррентино не снимает по-американски наивно, как он делал в картине «Где бы ты ни был». Английское восприятие действительно делает фильм фарфоровым и специально холодным, герои не так часто показывают эмоции. Они просто не тратят их попусту. Что-то английское есть и в диалогах — бесконечный «поток сознания» идет у второстепенных и главных образов. «Потоком сознания» наделены и кадры, когда лучше помолчать.
Кадр из фильма «Молодость»
Соррентино рассуждает на тему любви, смерти, старости, но, главное, молодости. Он метафорично, как будто тенью, делает это слово лейтмотивом. Поэтому и Мисс Вселенная застает Фрэда и Мика врасплох, когда они нежатся в бассейне. Абсолютно нагая, рельефная и молодая. Никакая одежда и косметика не поможет при виде настоящей чистой красоты.
Трагедия наступает неожиданно, однако сама ее атмосфера уже существовала в течение всего фильма. Раскрытие плавно приходит к концу. Любовь – трагедия. Но не та, которой напичканы мелодрамы последних лет, а та, из-за которой рождается искусство. И простые мелодии начинают петь о самом сложном.