Документальный фильм «Как изменить мир» посвящен истории создания и развития организации Greenpeace, у истоков которой стояла небольшая группа идеалистов-хиппи, готовых на все ради Большой Цели. Цель была благородная – защитить природу и планету от разрушительной человеческой деятельности, причем самым неожиданным для послевоенного мира путем – пацифическим, лишенным агрессии. Против огромных китобойных судов эти люди выступили на маленьких надувных лодках, на которых стремительно перемещались от одного кита к другому, прикрывая своими телами морских великанов от гарпунов. С испытаниями ядерной бомбы на Алеутских островах они боролись предельно просто – поплыли к острову, на котором должны были бомбу взорвать, тем самым демонстрируя свое неприятие подобных экспериментов. Это и сейчас кажется невероятным, по-прежнему подобная смелость захватывает дух.
Режиссером картины выступил Джерри Ротуэлл, известный по другому документальному фильму «Глубокие воды» 2006 года. Тема гринписовского движения была выбрана неслучайно: в юности Ротуэлл выступал за ядерное разоружение и интересовался проблемами экологии. А в 2007, обнаружив архивы записей «Гринпис», режиссер вдохновился идеей о фильме, основой для которого послужили около полутора тысяч 16 миллиметровых пленок и дневниковые записи лидера движения Боба Хантера. Возможно, благодаря им лента получила столь стройную и логическую композицию: фильм делится на пять эпизодов, озаглавленных «правилами» из дневников Хантера, которые и являются инструкцией по «изменению мира». Визуальная сторона фильма выглядит безупречно: тщательно отобранные архивные записи, интервью с основателями организации прекрасно сочетаются с абстрактными узорными вставками, которые отсылают нас к марихуанной культуре хиппи. Впрочем, именно за монтаж фильм получил приз на кинофестивале Sundance.
В фильме рассматривается не только история основания организации, но также медийное явление «взрыва сознания» (media bomb), изобретенное Бобом Хантером. Действия эко-активистов остались бы незамеченными, если бы они плохо знали законы СМИ. Боб Хантер однозначно хорошо знал эти принципы, поскольку сам был журналистом. Это и позволило ему применить знание медиасферы на практике. Принцип «взрыва сознания» заключался в умении построить нужный образ: нас мало, но мы бесстрашно выступаем против китобойного промысла, смотрите, вот мы, а вот разделка туши кита. Именно это помогло «гринписовцам» быстро обрести популярность и заставить общественность задуматься о природе.
В фильме также затрагивается тема обратной стороны известности, показанная на примере взаимоотношений участников движения. «Гринпис», как уже было сказано выше, создавался небольшой компанией идеалистов-хиппи, молодых чудаков, которые искренне хотели привнести в мир добро и гармонию. Никто из них не гнался за громким именем, но нахлынувшая волна известности привнесла множество внутренних конфликтов, разобщивших когда-то единых людей. Поскольку фильм документальный, режиссер старается быть максимально объективным и дает выговориться каждому герою в защиту своего мнения. Даже Патрик Мур, утверждающий, что глобальное потепление ничем для планеты не грозит, не выглядит врагом по отношению к организации, которой был когда-то ее частью.
Впрочем, центральной фигурой повествования остается Боб Хантер. Режиссер неизменно возвращается к нему, и словами из дневника Хантера заканчивается фильм. Эко-герой ХХ века по версии журнала Time, представляет собой своеобразный образ лидера – постоянно сомневающегося, творческого, ранимого, но в то же время сильного духом человека и стратега. Полной его противоположностью показан Пол Уотсон, который куда более критично относился к мирным переговорам «Гринписа», признавая главенство грубой силы. Но опять же, режиссёр не имеет цели кого-либо осудить или закритиковать, делать выводы – это работа зрителя. У Пола Уотсона есть своя правда, и ее мы тоже видим на экране: его ярость и неприятие пацифизма оправдываются кадрами кровожадного умерщвления бельков. Разногласия между членами группы демонстрируют, что собственно изменение мира – не такая сложная вещь, гораздо сложнее договориться о том, как его менять.
Стоит ли идти на фильм? Помимо расширения кругозора, фильм даст вам еще немалую порцию вдохновения и пищи для размышлений. Все же, именно благодаря «Гринпис» мы знаем, что ГМО несет вред, а количество китов значительно увеличилось благодаря мораторию на их убийство. Такое кино убеждает нас в очень простой, но порой сложной для осознания вещи: неважно, каким количеством ресурсов вы обладаете, если у вас есть желание и идея, — значит, нужно действовать. Но при этом нужно помнить, что цена за исполнение идеи будет велика – может быть, ею станут ваши друзья и единомышленники.
Мы задали пару вопросов представителю «Гринпис» в России.
«365»: Появившись, «Гринпис» довольно быстро разросся по всему миру, в каждой стране есть по региональному отделению. Не мешает ли подобный масштаб кооперации между филиалами, не возникает ли идейных противоречий?
Татьяна Васильева: Сегодня «Гринпис» работает более чем в 40 странах мира, и нас объединяет общая идея — это мирное и экологически чистое будущее.
При этом внутри «Гринпис» очень демократичная атмосфера: мы даем каждому возможность высказать своё мнение о проектах и о деятельности организации, мы очень стараемся, чтобы в коллективе не было неуважения и дискриминации — голос каждого должен быть услышан. Однако «идея» у нас одна, и если человек ее не разделяет… то, что он делает в «Гринпис»? Можно спорить насчет методов достижения этой цели, однако ненасилие, протест действием и независимость — ценности, которые должен разделять каждый сотрудник «Гринпис». Это те принципы, которые нам достались от основателей «Гринпис», и именно они делают «Гринпис» единой организацией.
Кооперация между офисами сейчас выстроена очень эффективно: мы постоянно на связи. С недавнего времени в «Гринпис» действует новая модель управления проектами: офисы объединяются, чтобы решить общую проблему. Например, офисы стран, в которых есть нетронутые леса, организуют общий проект по их сохранению, а офисы «арктических» стран вместе борются за создание охраняемой природной территории на Северном Полюсе.
Основной целью организации, как известно, является защита окружающей среды путем проведения акций протеста. Если говорить о сегодняшнем дне, стало ли сложнее выражать протест и защищать экологию (сильно ли мешают местные власти, законы и т.д) спустя 44 года с момента основания организации?
На самом деле, «Гринпис» проводит акции, когда все остальные инструменты были исчерпаны: сначала мы пытаемся решить проблему с помощью обращений в ведомства, прокуратуру, суд, бизнес-компании, ведём переговоры, собираем подписи под петициями… Если мы видим, что наши требования игнорируют, то тогда мы проводим акции, чтобы привлечь больше внимания к проблеме.
Сегодня экологов преследуют во многих странах мира, и происходит это по-разному: в США неправительственные организации получают судебные иски, в Бразилии — угрозы, в Индии — власти замораживают банковские счета НКО. Впрочем, мы относимся к давлению философски: если оно есть, значит, мы занимаемся по-настоящему важным делом и довольно успешно разоблачаем не чистых на руку чиновников и бизнесменов.
Говоря о российском «Гринписе», напрашиваются следующие вопросы: как наши граждане относятся к этой организации, много ли людей осознают необходимость защиты экологии?
Население России поддерживает «Гринпис» меньше, чем люди в других странах. В России по-прежнему «гуляют» стереотипы о «Гринпис», а распространять их помогают несвободные СМИ. Тем не менее, игнорировать экологические проблемы сейчас уже невозможно, и все больше людей это осознают. Круг наших сторонников в России постоянно расширяется: все больше людей подписывают петиции «Гринпис», все больше людей делают пожертвования, в том числе регулярные.
По вашему мнению, фильм Джерри Ротуэлла поспособствует участию людей в движении по защите природы?
Очень хочется на это надеяться! На самом деле, фильм такой правдивый, очень настоящий: перед вами — отцы-основатели «Гринпис» со всеми своими достоинствами и недостатками. Главное — фильм передает особую атмосферу, которая, как мне кажется, до сих пор жива и царит в «Гринпис». Я думаю, после просмотра многие осознают, что «Гринпис» — это не сборище ушлых псевдоэкологов, стремящихся к наживе. Это организация, в которой работают преданные делу и — как бы шаблонно это не звучало — добрые люди, которые изо всех сил пытаются сохранить мир и природу для всех нас.
Текст: Татьяна Швалёва