Культовый режиссер Стивен Спилберг преодолел вместе с картиной лишь небольшую часть ее продолжительной разработки. Но участие в проекте стало для маэстро настоящей реализацией мечты, ведь снять экранизацию этого произведения Роальда Даля Спилберг мечтал с момента, когда впервые основательно познакомился с книгой. Получив предложение возглавить съемки, легенда Голливуда, несмотря на свою длительную и плодотворную карьеру, дебютировал в качестве режиссера художественного фильма для Disney и к тому же пополнил список постановщиков экранизаций по произведениям Роальда Даля, куда ранее попали такие знаменитые режиссеры, как Тим Бертон («Чарли и шоколадная фабрика») и Уэс Андерсон («Бесподобный мистер Фокс»).
За адаптацию сценария «Большого и доброго великана» отвечала Мелисса Мэтисон, с которой Спилбергу треть века назад удалось крайне успешно посотрудничать над созданием знаменитой картины «Инопланетянин». Сценарий к фильму «Большой и добрый великан», основанному на книге Даля, стал для нее первой работой за почти двадцать последних лет. К огромному сожалению, он же стал и последним в ее карьере, так как осенью прошлого года Мелисса Мэтисон ушла из жизни.
История фильма начинается резво, без раскачки. По сюжету картины сиротка Софи во время своих ночных блужданий по приюту обнаруживает из окна на лондонской улочке огромное существо, внешне напоминающее человека. Так как внезапное знакомство совершенно точно не планировалось гигантом, он забирает маленькую девочку к себе, можно сказать, за тридевять земель, чтобы она ничего лишнего о нем кому из людей не рассказала. Как выясняется, в землях, где он живет, обитают и другие великаны, на фоне которых этот выглядит крохой. Но самое главное, что отличает его от соседей – доброта. Поэтому Софи и прозвала своего сперва похитителя, а позже друга, Большим и добрым великаном, или же коротко – БДВ.
Сюжет довольно прост, но детским сказкам это никогда не мешало. На первое место тут выходят персонажи. Софи, которую достойно сыграла юная Руби Барнхилл, мила, храбра и находчива. Но все же именно Большой и добрый великан – главное очарование картины Спилберга. Марк Райленс с помощью технологии захвата движения перевоплотился в огромного волшебного персонажа. Что особенно важно, удалось сохранить и передать реальное обаяние актера, особенно пробивающееся в его пронзительно трогательном взгляде, да еще и преумножить его уникальной особенностью самого героя. Она заключается в манере речи БДВ и словах, которые он использует. Сотни выдуманных слов и перевернутых с ног на голову фразеологических выражений и в русском дубляже нисколько не режут слух и звучат по-детски забавно, раз за разом вызывая умиление.
Композитором в фильме выступил Джон Уильямс, чей почти неразлучный творческий тандем со Спилбергом насчитывает более тридцати картин за сорок с лишним лет. Стоит признать, что саундтрек Уильямса к «Большому и доброму великану» совершенно точно не запоминается, как его работы для целого ряда других фильмов Спилберга, «Индианы Джонса», «Челюстей», «Списка Шиндлера» или «Парка Юрского периода». Но это не мешает музыке гармонично растворяться в видеоряде, пускай и оставаясь лишь фоном, а не волшебной материй, преображающей кинополотно и возносящей его на новый уровень.
На сеансе «Большого и доброго великана» нужно открыть свое сердце и погрузиться на два неполных часа в волшебный мир. Мир, который умело, хоть на этот раз и без проявления необъяснимой простыми словами магии, выстроен профессионалами своего дела. Мир, в котором два замечательных персонажа завяжут дружбу такую же большую, как Большой и добрый великан.
Текст: Давид Абабеков
Алексей Простяков:
«Прежде всего следует заметить, что мистер Спилберг – выдающийся американский режиссер, и в наших праздных (тем более злобных) мнениях абсолютно не нуждается. Великий мастер драматично и бесповоротно изменил жизни многих зрителей, включая мою собственную. И обстоятельство это значительно перевешивает все прочие.
Однако, как восторженный поклонник и преданный зритель Спилберга с десятилетнего возраста, с грустью позволю себе заметить, что изумительный ренессанс постановщика, начавшийся в самом конце 90-х, окончательно завершен. Фильмы нового творческого витка – добротны и качественны, но гомогенизированы и стерильны. И, что особенно печально, начисто лишены магического киноингредиента «Х», всегда отличавшие работы Спилберга.
B.F.G. – беззастенчиво детская лента, практически не подразумевающая взрослого зрителя. И самое обескураживающее в ней — наличие в титрах фамилии Спилберга. Ведь эту картину мог снять любой мастеровитый голливудский ремесленник, вроде Криса Коламбуса или Рона Ховарда.
И лишь тогда переварить Big Fuckin’ Gabble было бы существенно проще».