Бардовые песни, Тарковский, «Оттепель» — «Кино про Алексеева»

10 октября 2014, 20:41

На экраны вышла новая картина Михаила Сегала, знакомого многим по фильму «Рассказы», — «Кино про Алексеева».

Российская премьера ленты прошла этим летом на кинофестивале «Кинотавр», где сам фильм боролся за главный приз, но, оставив шлейф положительных отзывов, так и ничего не получил.На этот раз режиссер выбирает совершенно иную и не похожую тему – изображение вымышленной биографии, обращенной исключительно к определенному временному отрезку: от «оттепели» до наших дней, нежели в «Рассказах». Жанр также меняется: от легкой комедии с оттенком иронии Сегал предается совершенно иным чувствам и выбирает мелодраму, однако в силу эпохи получается ретромелодрама, погружая самого зрителя именно в те временна.

Этот фильм – вымышленная биография Алексеева (Александр Збруев, Алексей Капитонов), барда, у которого была нелегкая жизнь советского человека. Творческой натуре негде раскрыться, но однажды он узнает о себе нечто большее, чем знал и мог предполагать, и это переворачивает всю его прошлую жизнь.

257900

Звуки, исходящие из акустической гитары, как будто бы приглашают само изображение на танец. Медленно и плавно двигаясь, так же слегка играючи переливаются цвета от нежно-розового, голубого и дымчато-светло зеленого оттенков, ретро имитируя картинку. Делая акценты на определенных предметах мизансцены, окрашивая их в нечто прозрачно-серое, Сегал уделяет большее внимание фонарям, природе и лицам персонажей, насыщая их яркостью. Они (персонажи), в свою очередь, наделены красноречивыми репликами, которыми они не бросаются, а выжидают нужный момент и высказывают свое мнение, таким образом, в этом плане режиссер сконструировал сценарий так, чтобы не было лишних слов. Предоставляя основную роль чувствам, режиссер оставляет главному герою возможность изъясняться своими песнями.

Монтаж «не водит за руку» зрителя, но и не уводит, предлагая насладиться изобразительностью представленной картинки и синхронизируя со звуковым рядом для улучшения образа заявленной эпохи. Своеобразные ностальгические нотки самого режиссера прослеживаются в моменты  встречи главного героя с самим Тарковским, ажиотажа с первым полетом Гагарина и так далее. Постановщик предстает сам мечтателем; обнажая чувства, он изображает свое видение эпохи, свое понимание вечных вопросов: что такое любовь и в чем предназначение в этой жизни? Этими же темами заполнена голова главного героя, Алексеева.

Изображая всю жизнь, режиссер показывает колебания героя Збруева и Капитонова, он куда-то стремится, но не знает куда, в итоге приходит в никуда. Правда ли это?  Подслушав разговор Тарковского со своей съемочной группой во время съемок «Андрея Рублева», Алексеев запоминает важные слова о любви и живет всю свою последующую жизнь с надеждой услышать что-либо похожее от кого-то еще. А ответ так близок – всего лишь в определяемом слове: не «когда», а «что».

239357

Картина отражает культурную эпоху от «оттепели» до наших времен, отмечая, что «каждый образованный человек знает, что такое Nirvana». Сегал не отдаётся сентиментальности, даже не преувеличивая достоинства картины, он просто отказывается о них говорить, ссылаясь на то, что всегда приятно сходить на «еще один хороший фильм».

«Кино про Алексеева» — способ отрешиться от тягостных проблем и окунуться в ретро-времена, вслушиваясь в каждую мелодию картины и любоваться талантливой игрой Александра Збруева.

Текст: Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ