Российская премьера ленты прошла этим летом на кинофестивале «Кинотавр», где сам фильм боролся за главный приз, но, оставив шлейф положительных отзывов, так и ничего не получил.На этот раз режиссер выбирает совершенно иную и не похожую тему – изображение вымышленной биографии, обращенной исключительно к определенному временному отрезку: от «оттепели» до наших дней, нежели в «Рассказах». Жанр также меняется: от легкой комедии с оттенком иронии Сегал предается совершенно иным чувствам и выбирает мелодраму, однако в силу эпохи получается ретромелодрама, погружая самого зрителя именно в те временна.
Этот фильм – вымышленная биография Алексеева (Александр Збруев, Алексей Капитонов), барда, у которого была нелегкая жизнь советского человека. Творческой натуре негде раскрыться, но однажды он узнает о себе нечто большее, чем знал и мог предполагать, и это переворачивает всю его прошлую жизнь.
Звуки, исходящие из акустической гитары, как будто бы приглашают само изображение на танец. Медленно и плавно двигаясь, так же слегка играючи переливаются цвета от нежно-розового, голубого и дымчато-светло зеленого оттенков, ретро имитируя картинку. Делая акценты на определенных предметах мизансцены, окрашивая их в нечто прозрачно-серое, Сегал уделяет большее внимание фонарям, природе и лицам персонажей, насыщая их яркостью. Они (персонажи), в свою очередь, наделены красноречивыми репликами, которыми они не бросаются, а выжидают нужный момент и высказывают свое мнение, таким образом, в этом плане режиссер сконструировал сценарий так, чтобы не было лишних слов. Предоставляя основную роль чувствам, режиссер оставляет главному герою возможность изъясняться своими песнями.
Монтаж «не водит за руку» зрителя, но и не уводит, предлагая насладиться изобразительностью представленной картинки и синхронизируя со звуковым рядом для улучшения образа заявленной эпохи. Своеобразные ностальгические нотки самого режиссера прослеживаются в моменты встречи главного героя с самим Тарковским, ажиотажа с первым полетом Гагарина и так далее. Постановщик предстает сам мечтателем; обнажая чувства, он изображает свое видение эпохи, свое понимание вечных вопросов: что такое любовь и в чем предназначение в этой жизни? Этими же темами заполнена голова главного героя, Алексеева.
Изображая всю жизнь, режиссер показывает колебания героя Збруева и Капитонова, он куда-то стремится, но не знает куда, в итоге приходит в никуда. Правда ли это? Подслушав разговор Тарковского со своей съемочной группой во время съемок «Андрея Рублева», Алексеев запоминает важные слова о любви и живет всю свою последующую жизнь с надеждой услышать что-либо похожее от кого-то еще. А ответ так близок – всего лишь в определяемом слове: не «когда», а «что».
Картина отражает культурную эпоху от «оттепели» до наших времен, отмечая, что «каждый образованный человек знает, что такое Nirvana». Сегал не отдаётся сентиментальности, даже не преувеличивая достоинства картины, он просто отказывается о них говорить, ссылаясь на то, что всегда приятно сходить на «еще один хороший фильм».
«Кино про Алексеева» — способ отрешиться от тягостных проблем и окунуться в ретро-времена, вслушиваясь в каждую мелодию картины и любоваться талантливой игрой Александра Збруева.