Теория общественного договора – одно из ключевых понятий политологии и права. Согласно этой теории, сторонниками которой были такие известные философы, как Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, государство – это результат договора между людьми, при котором одни передавали другим часть своих свобод в обмен на защищенность и гражданские права. Джон Локк, как и многие другие, утверждал, что у человека есть неотъемлемое «право на восстание» в том случае, если общественный договор заключен на условиях, приводящих к диктатуре. Сегодня мы живем в эпоху условной свободы и независимости, условных прав личности и условной защищенности, несмотря на то, что нас, как правило, активно убеждают в обратном. Однако порой через плотную пелену государственной тайны, нет-нет, да и прорвется лучик горькой правды о нарушении священного общественного договора.
Недавно в российский прокат вышел документальный фильм Лоры Пойтрас «Citizenfour: Правда Сноудена», где раскрывается тайны американских спецслужб, нарушающих многие права граждан. Журнал «365» предлагает ознакомиться еще с 7 фильмами, которые покажут как и кто управляет современным миром.
Фильм повествует о событиях, не освещенных во время скандала вокруг Эдварда Сноудена, и дает зрителю представление о личности известного на весь мир разоблачителя: о его надеждах и целях, о страхе за свою семью и за журналистов, которые помогали ему распространить секретный материал. Документальная лента уникальна своей объективностью: зрителю показывают только то, что реально происходило в те сложные для Сноудена дни, и картина, по большому счету, состоит из видеоинтервью, сделанных журналисткой Лорой Пойтрас совместно с Гленном Гринвальдом во время их общения с Эдвардом Сноуденом. Раскрытая информация о деятельности АНБ действительно шокирует, и сам Сноуден описывает слежку как «мощнейшее в истории человечества орудие притеснения». Лента действительно достойна внимания, недаром «Citizenfour: Правда Сноудена» стала лауреатом премии «Оскар» за лучший документальный фильм 2015 года. Вся ценность фильма заключается именно в диалогах и откровениях Сноудена, обнажающего всю подноготную неправомерных действий спецслужб.
Сюжет картины завязан на расследовании катастрофы на одном из американских нефтехимических заводов, несчастного случая, потрясшего весь мир. К самому расследованию, безусловно, нельзя относиться серьезно, ведь сериал не претендует на звание документального фильма, однако режиссер Эд Фрейман затрагивает в своей ленте реальные проблемы современного общества. Это история о том, как промышленные гиганты влияют на политику, манипулируя решениями лидеров страны, решениями, которые вычеркивают интересы миллионов простых людей, но при этом касаются всех и каждого. Вместе с тем, стоит отметить, что это картина не только о политике и управлении массами, но и о роли отдельного человека в принятии больших решений. Стоит отметить, что сериал снят действительно качественно, в лучших традициях британского кино.
Лента рассказывает о создании всемирно известного сайта, где были рассекречены документы правительства и спецслужб США. В своих взглядах отец WikiLeaks австралиец Джулиан Ассанж во многом близок Сноудену: своей целью он ставит одинаковую доступность информации для каждого и хочет показать людям всего мира, что происходит за их спинами. Документалист Алекс Гибни, лауреат премии «Оскар» 2008 года, в своей картине пытается отделить правду, известную о WikiLeaks, от вымысла. Настоящим героем всей этой истории сам режиссер считает Челси (Брэдли) Мэннинг, американку, передавшую WikiLeaks секретные документы. «Я надеюсь на международное обсуждение, дебаты и реформы <…> Если же этого не будет, то мы [человечество] обречены как вид», − так прокомментировала свои действия Мэннинг. Важно, что известный режиссер Алекс Гибни при освещении столь неоднозначных событий, старался сохранить объективность и полагался лишь на факты. Выход фильма на экраны Германии оказался весьма символичным, ведь он пришелся на самый разгар скандала вокруг Эдварда Сноудена.
В основу фильма легла информация о неправительственной организации «Билдерберг», члены которой – политики и бизнесмены самого высокого ранга, манипулирующие теми, кого обычные люди считают главами своих стран. Это история о том, кому выгодны войны, кризисы, выпуски единых валют и создание альянсов. Алекс Джоунс сравнивает общество с часовым механизмом, где люди – шестеренки, а члены общества «Билдеберг» − пружины в этом механизме.
Картина является своего рода продолжением «Эндшпиля». Фильм повествует о системе, которой подчинена вертикаль американской власти, системе, в которой президент почти не обладает властью, а большие дела творят сильные мира сего. Эта картина рассказывает в том числе и о влиянии СМИ на общественное мнение, о «лепке» удобных правительству убеждений и мнений. Документальный фильм, само собой, вызвал широкий общественный резонанс не только в Соединенных Штатах, но и в других странах. Возможно, события и явления, описанные в вышеупомянутых лентах Джонса, и преувеличены – в любом случае, его произведения – повод, чтобы задуматься и по-другому взглянуть на мир, который нас окружает.
Фильм «Инсайдеры», пожалуй, занимает особое место в нашей подборке, и не только потому, что картина была признана лучшим документальным фильмом в 2011 году на премии «Оскар». В основе повествования лежит расследование событий 2008 года, когда на мир обрушился страшнейший экономический кризис, убыток которого оценивается в 20 триллионов долларов. Миллионы людей лишились работы, остались без крыши над головой и были вынуждены едва сводить концы с концами. Но были и те, кто от кризиса не пострадал, а, напротив, выиграл, разбогатев и приумножив свой капитал. Именно эти люди, как оказалось в результате расследования, стояли за событиями 2008 года, влияя на экономический курс государств. Из интервью с политиками, финансистами и журналистами зритель узнает пугающую правду о власти и влиянии преступного мира и о том, кто нажился на горе простых людей. Монументальная лента отличается от других картин сходной тематики в первую очередь языком своего повествования: режиссер не разъясняет зрителю базовые понятия экономики, а говорит с ним на равных. Сегодня «Инсайдеры» занимают 37 место в рейтинге лучших документальных фильмов, и, как нам кажется, не оставят равнодушным никого.
Документальная трилогия Питера Джозефа «Дух времени», посвященная основным орудиям манипуляции массами: религии, политике, СМИ и финансам. Режиссер подвергает критике основные столпы американского мировоззрения: официальную версию атаки на Всемирный торговый центр 11 сентября 2001 года, введение «Патриотического акта» и Федеральную резервную систему США. Трилогию Питера Джозефа общество встретило неоднозначно: одни восхищались профессионализмом режиссера и глубиной расследования, другие ругали картину за необъективность и «сюрреалистическое извращение подлинных вопросов и споров». Судить вам. В любом случае, лента интересна именно своей неоднозначностью, своим особым взглядом на ключевые события американской истории. Вместе с тем, едва ли существует фильм, события которого можно полностью принимать за чистую монету, и об этом стоит помнить при просмотре любой документальной ленты.
Одни люди пользуются своими связями и ресурсами, чтобы повлиять на политику, экономику и право; другие своими поступками прорывают информационную блокаду, меняя ход истории и внушая страх сильным мира сего. Есть кукловоды, с насмешкой смотрящие на марионеток, разбивающих в кровь лоб на политической арене, и есть герои, жертвующие собой, чтобы рассказать залу о том, что творится за кулисами залитой кровью сцены. К сожалению, до нас доходят лишь обрывки страшного сценария правления, но за эти ценные фрагменты и за пытливость ума тех, кто на свой страх и риск, бросается в омут с головой, стоит сказать «спасибо». Общественный договор допускает некоторые отступления, но, тем не менее, требует равных отношений между человеком и властью. Здесь вспоминаются слова Джонатана Свифта: «Всякое правительство, действующее без согласия тех, кем оно правит, − вот исчерпывающая формула рабства!»
Текст: Анастасия Яковлева