Вячеслав Зильберборд: «Слушать академическую музыку через колонки – все равно, что есть тушенку вместо свежего мяса»

3 ноября 2016, 18:11

С 4 ноября стартует «Международный скрипичный фестиваль», организаторами которого являются скрипач Максим Венгеров и основатель Фонда поддержки музыкального образования Вячеслав Зильберборд. Мы встретились с Вячеславом и узнали, как правильно слушать академическую музыку, почему филармония — это не нафталин и можно ли привить вкус к хорошей музыке.

«Чем больше вы слушаете музыку, тем больше вы ее понимаете», – считает Вячеслав Зильберборд, один из немногих людей, которых хотелось бы чаще встречать в мире искусства: предприниматель из Санкт-Петербурга, основавший Фонд поддержки музыкального образования, второй год подряд организовывает «фестиваль академической музыки, не имеющий временных и географических рамок и созданный для современного человека». .

Впервые «Международный скрипичный фестиваль», организованный Вячеславом, стартовал в 2015 году в Санкт-Петербурге. Второй сезон, который начнется 4 ноября, расширил свой географический охват: к Санкт-Петербургу присоединяется и Москва. Откроет его известный скрипач Максим Венгеров в Большом зале Московской Консерватории, также в фестивале будут участвовать актриса Чуплан Хаматова, легендарный Шломо Минц, лауреаты конкурса имени Г. Венявского и многие другие.

Вы закончили музыкальную школу, класс скрипки. Почему вы вернулись к игре только после того, как ваша дочь начала заниматься музыкой?

Я 24 года не держал этот музыкальный инструмент в руках, но играл на гитаре и рояле. Когда я взял в руки маленькую скрипку дочери, то понял, что все эти годы в моей жизни не было чего-то важного. С  тех пор я иногда даже выхожу на любительскую сцену и играю для друзей и знакомых, стараюсь регулярно заниматься. Для меня это как гигиенический фактор – вы же зубы чистите каждый день? Так и скрипач должен ежедневно упражняться: с одной стороны, это держит в форме, а с другой – есть потребность.

Вячеслав Зильберборд

Вячеслав Зильберборд

Недавно я вернулся со скрипичной олимпиады, с конкурса Генриха Венявского – одного из старейших скрипичных конкурсов в мире. На последнем туре участники обязаны исполнять один из его концертов. Я полюбил эту музыку, и, к счастью, получил в подарок от одного из музыкантов диск, на котором есть этот концерт. За последние четыре дня я прослушал его восемь раз. Хотелось бы его исполнить, но с того момента, как я организовываю концерты профессионально, у меня сил и времени не остается для домашних встреч. Последний раз я играл для друзей 30 апреля 2015 года.

В одном из интервью вы поделились, что музыка помогла вам справиться с кризисом среднего возраста. Как вы считаете, такой способ применим только к зрелым личностям или его также можно использовать для преодоления подросткового кризиса?

Если у человека кризис и он никогда не был на академическом концерте, то я бы точно не рекомендовал ему идти на концерт авангардной музыки. Обычно современные композиторы в своих произведениях передают время, и этот язык далеко не все могут понять. Но, безусловно, музыка – прекрасная психотерапия, просто не нужно бояться открывать ей свои чувства. Возможно, что и авангард вас зацепит так, что вы обойдете, к примеру, венских классиков.

А как полюбить филармонию, если в детстве тебя туда не водили? Как объяснить людям, цитирую вас, что «филармония — не нафталин»?

Музыка – это красота. Разве можно кому-то запретить ее видеть, чувствовать, наслаждаться? Конечно, нет. Другой вопрос, что людям неподготовленным музыкальный язык не всегда кажется понятным, а отсюда и не всегда он им близок. Но это тоже нормальная ситуация.

Чтобы познакомиться с человеком, недостаточно просто подойти к нему на улице и поздороваться. Нужно с ним сесть, выпить чашку кофе или рюмку вина, и тогда появится понимание, симпатичен тебе человек, смог бы ты с ним дружить и так далее. Также и с музыкой: просто нужно ее слушать, и тогда через какой-то период времени этот язык становится тебе понятным.

Вячеслав Зильберборд

Вячеслав Зильберборд

Можно ли привить хороший вкус к музыке или это врожденное качество?

Моему сыну 17 лет, и он очень любит академическую музыку, регулярно ходит в филармонию и слушает ее дома. Он может определить солиста, исполняющего концерт Сибелиуса: Венгеров это играет или Ойстрах. При этом у него нет академического образования. Так что да, можно.

Сегодня становятся популярны опен-эйры, где выступают не звезды поп или рок-сцены, а, например, исполнители джазовой музыки. Фестивали эти бесплатны и привлекают внимание молодой публики. Лето – отличный сезон для подобного фестиваля, вы не думали?

Да, эти мероприятия происходят регулярно. Вопрос в том, что такой жанр предполагает определенные традиции. Когда дует ветер, он уносит звук, а слушать академическую музыку через колонки – все равно, что есть тушенку вместо свежего мяса. Это серьезная музыка, серьезный жанр, и отношение к ее прослушиванию должно быть соответствующим.

Насколько я знаю, Максим Венгеров – ваш друг и идейный вдохновитель «Международного скрипичного фестиваля». Вы помните, с чего началась история создания фестиваля?

После первого концерта, который мы сделали вместе, Максим спросил о планах фонда. Я рассказал о тех проектах, которые мы запланировали, о музыкантах, о музыке в целом. На что он воскликнул: «Это же скрипичный фестиваль!» Странно вообразить, ведь скрипичный фестиваль не может весь год продолжаться. Но мы подумали, что все, что мы делаем, так или иначе связано со скрипкой или с популяризацией академической музыки, поэтому и решили принять формат скрипичного фестиваля.

Вячеслав Зильберборд

Вячеслав Зильберборд

Там участвуют не только звезды музыкальной сцены, но и актеры.

Синтез жанров – довольно модное направление. Для нас это в первую очередь способ провести людей в мир академической музыки. Это мостик, который поможет найти думающим людям дорогу в этот прекрасный мир. Многие из них просто не решаются пойти на подобное мероприятие, поэтому мы привлекаем звезд: знакомые имена в афише – некий стимул для них.

Как вы относитесь к выступлению Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей России? Поддерживаете его полностью/с чем не согласны?

Конечно, я слышал об этом выступлении, но не буду выносить никакое суждение. Я делаю фестиваль академической музыки со своим ближайшим другом на собственные деньги. У меня нет спонсоров, государство мне не помогает. Я делаю то, что мне интересно, и то, что считаю нужным. По большому счету, мне никто не мешает, но и не помогает. Если постановка не нарушает закон, то все остальное – это от лукавого. Но, конечно, я против цензуры.

Вячеслав Зильберборд

Вячеслав Зильберборд

Вы не замечали, что в наше время мало рождается гениев в области культуры. Почти во все века в литературе, музыке, кино, театре происходили «революции», если их так можно называть. Сейчас этого нет. Как думаете, с чем это связано?

Кого считать гением, а кого – нет? Очень мало композиторов, которые  получили признание при жизни. Мы живем, а, может, рядом с нами ходят творцы, которых через сто лет будут слушать и считать «круче» Бетховена.

Конечно, у каждого времени есть свои герои. Когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому, тогда-то и могут рождаться истинные гении. Конфликт, неважно политический или личный, способен «обточить» талант. Например, Глюк – основоположник современной оперы. В период создания оперы «Орфей» его жена была при смерти. Представляете, что должен был испытывать человек, который пишет музыку, когда его любимая умирает? Что он должен был чувствовать, чтобы найти музыкальный язык, основанный на диссонансе? Говорят, что настоящий художник должен быть несчастлив, чтобы творить,  – мой пример это подтверждает.

Ваш Фонд был основан относительно недавно – в июне 2014-го года. За два года вам удалось многого добиться. Расскажите о его миссии, что вдохновляет вас больше всего?

Мы занимаемся просветительской деятельностью, потому что хотим помочь детям получить академическое образование, и заинтересованы в популяризации академической музыки. Наши мероприятия организованы так, что они интересны не только искушенным слушателям данного контента. Большое внимание мы уделяем свету на концертах. Мы создаем атмосферу таинства и доверия, чтобы человек мог прийти в зал, закрыть глаза, и его ничто не отвлекало от собственных мыслей при прослушивании музыки. Ведь мысли у всех разные, и в этом прелесть музыки! Например, когда ты приходишь на оперу или балет, у тебя есть определенный сюжет, визуальная картинка. Когда ты приходишь слушать музыку, у тебя, кроме оркестрантов, никакой картинки нет.

Раньше у нас с друзьями выходила часовая передача «Алгебра звука» на «Эхе-Москвы», в которой слушатели приобщались к филармонической культуре и знакомились с музыкантами, приехавшими к нам в Санкт-Петербург. Сейчас передача не выходит, а мы расширяемся и приезжаем в другие города. Концерт четвертого ноября – наш первый проект в Москве, а в марте 2017 года будет концерт легендарного скрипача Шломо Минца. Возможность дарить людям прекрасную музыку вдохновляет меня больше всего!

Текст: Тамара Митницкая

Фото: Елена Данилова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ