«Пирамида»: В недрах гробницы

10 декабря 2014, 22:35

Ужасы уже давно перестали быть ужасами в изначальном смысле этого слова – «фильмами, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и неопределенности, создать напряженную атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного». Все чаще это штампованный сюжет с кучей шаблонов и предсказуемых «бу»-эффектов – от такого кино не дрожат коленки, не страшно выйти ночью в темный коридор, от него не колотится гулко сердце, не застревает комок в горле. От количества пролитой крови, чрезмерно натуралистической жестокости, рассекаемых тел и оторванных голов становится просто противно, и в который уже раз посещает мысль, что в жанре «хоррор» придумать что-то свежее невозможно. Поэтому, когда на экранах появляется что-то, хоть чуть-чуть отличное от общего треша, оно просто обречено на внимание. Таким фильмом стала «Пирамида» Грегори Левассера, появившаяся в российском прокате 4 декабря и выгодно выделившаяся на фоне повальной моды на сюжеты об одержимых Дьяволом в этом сезоне – «Паранормальное явление: Метка Дьявола», «Пришествие Дьявола», «Одержимая», «Избави нас от лукавого», «Одержимость Майкла Кинга» — как будто Дьяволу больше заняться нечем.

k

Для Левассера «Пирамида» стала режиссерским дебютом. До этого он выступал, как сценарист («Неистовые», «Последний рассвет», «Кровавая жатва», «У холмов есть глаза», «Парковка», «Зеркала», «Маньяк»), продюсер («Зеркала», «Маньяк», «Пираньи 3D») и художник. Поэтому изначально от него ожидалось что-то, по крайней мере, динамичное и стремительно нескучное. Нельзя сказать, что «Пирамида» очень уж оригинальна в сюжетном плане – группа археологов и документалистов, обнаружившая в Египте трехгранную пирамиду, решила, несмотря на запрет правительства и закрытие финансирования, лично ее исследовать – ведь научное любопытство не могло не взять верх над рассудком. В гробнице они заблудились, а чтобы найти выход, им нужно разгадать загадки древних архитекторов и пройти через расставленные повсюду смертельно-опасные ловушки. По пути их ряды редеют, и зритель с самого начала точно знает, кто из них доберется до выхода и увидит «свет в конце туннеля», а кто нет. По сути, ничего нового и с легким послевкусием «где-то я уже это видел». Тем не менее, «Пирамида» цепляет – с первых и до последних кадров она держит в напряжении, и даже догадываясь раньше героев о том, что сейчас с ними произойдет, зритель будет переживать, болеть и сочувствовать им.

В течение картины никто не будет неожиданно выпрыгивать на героев из темноты, никто не будет пытаться их съесть или разорвать на мелкие кусочки, но и без парочки «бу!», конечно же, не обошлось – и они отлично срабатывают, заставляя вжаться в кресло, а где-то даже и вскрикнуть. Но жутко вовсе не от этого, а от осознания, что в пирамиде кто-то есть – некое зло, которое поджидает каждого из них, чтобы…впрочем, не будем о спойлерах. Мы просто чувствуем, что оно есть и находится совсем рядом, но какое оно, мы узнаем постепенно, шажок за шажочком. Страшно от того, что совершенно не ожидаешь увидеть то, что в итоге видишь. Вот тут-то и возникает какая-то двойственность, вроде страшно, а вроде и так себе, ведь когда чего-то очень ждешь, то, как правило, разочаровываешься. Фильм снят в стилистике псевдо-документалки, когда камера находится в руках героев – но иногда этот прием забывается и все происходящее смещается к виду «от третьего лица». Обычно это раздражает – уж если снимать, так снимать в одном стиле, — но в «Пирамиде» смотрится естественно, хотя бывают моменты, когда хочется  заглянуть за камеру, чтобы увидеть больше, нежели там показывают.

Египет, гробницы, таинственные, порой, жестокие ловушки, ритуалы, древние письмена, беспощадные Боги – после этого фильма хочется погрузиться в мифологию, чтобы постичь все тайны этой страны, ощутить всю мощь прошлых цивилизаций и найти способы защиты, а то мало ли что?

Текст: Александра Горелая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ