Ужасы уже давно перестали быть ужасами в изначальном смысле этого слова – «фильмами, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и неопределенности, создать напряженную атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного». Все чаще это штампованный сюжет с кучей шаблонов и предсказуемых «бу»-эффектов – от такого кино не дрожат коленки, не страшно выйти ночью в темный коридор, от него не колотится гулко сердце, не застревает комок в горле. От количества пролитой крови, чрезмерно натуралистической жестокости, рассекаемых тел и оторванных голов становится просто противно, и в который уже раз посещает мысль, что в жанре «хоррор» придумать что-то свежее невозможно. Поэтому, когда на экранах появляется что-то, хоть чуть-чуть отличное от общего треша, оно просто обречено на внимание. Таким фильмом стала «Пирамида» Грегори Левассера, появившаяся в российском прокате 4 декабря и выгодно выделившаяся на фоне повальной моды на сюжеты об одержимых Дьяволом в этом сезоне – «Паранормальное явление: Метка Дьявола», «Пришествие Дьявола», «Одержимая», «Избави нас от лукавого», «Одержимость Майкла Кинга» — как будто Дьяволу больше заняться нечем.
Для Левассера «Пирамида» стала режиссерским дебютом. До этого он выступал, как сценарист («Неистовые», «Последний рассвет», «Кровавая жатва», «У холмов есть глаза», «Парковка», «Зеркала», «Маньяк»), продюсер («Зеркала», «Маньяк», «Пираньи 3D») и художник. Поэтому изначально от него ожидалось что-то, по крайней мере, динамичное и стремительно нескучное. Нельзя сказать, что «Пирамида» очень уж оригинальна в сюжетном плане – группа археологов и документалистов, обнаружившая в Египте трехгранную пирамиду, решила, несмотря на запрет правительства и закрытие финансирования, лично ее исследовать – ведь научное любопытство не могло не взять верх над рассудком. В гробнице они заблудились, а чтобы найти выход, им нужно разгадать загадки древних архитекторов и пройти через расставленные повсюду смертельно-опасные ловушки. По пути их ряды редеют, и зритель с самого начала точно знает, кто из них доберется до выхода и увидит «свет в конце туннеля», а кто нет. По сути, ничего нового и с легким послевкусием «где-то я уже это видел». Тем не менее, «Пирамида» цепляет – с первых и до последних кадров она держит в напряжении, и даже догадываясь раньше героев о том, что сейчас с ними произойдет, зритель будет переживать, болеть и сочувствовать им.
В течение картины никто не будет неожиданно выпрыгивать на героев из темноты, никто не будет пытаться их съесть или разорвать на мелкие кусочки, но и без парочки «бу!», конечно же, не обошлось – и они отлично срабатывают, заставляя вжаться в кресло, а где-то даже и вскрикнуть. Но жутко вовсе не от этого, а от осознания, что в пирамиде кто-то есть – некое зло, которое поджидает каждого из них, чтобы…впрочем, не будем о спойлерах. Мы просто чувствуем, что оно есть и находится совсем рядом, но какое оно, мы узнаем постепенно, шажок за шажочком. Страшно от того, что совершенно не ожидаешь увидеть то, что в итоге видишь. Вот тут-то и возникает какая-то двойственность, вроде страшно, а вроде и так себе, ведь когда чего-то очень ждешь, то, как правило, разочаровываешься. Фильм снят в стилистике псевдо-документалки, когда камера находится в руках героев – но иногда этот прием забывается и все происходящее смещается к виду «от третьего лица». Обычно это раздражает – уж если снимать, так снимать в одном стиле, — но в «Пирамиде» смотрится естественно, хотя бывают моменты, когда хочется заглянуть за камеру, чтобы увидеть больше, нежели там показывают.
Египет, гробницы, таинственные, порой, жестокие ловушки, ритуалы, древние письмена, беспощадные Боги – после этого фильма хочется погрузиться в мифологию, чтобы постичь все тайны этой страны, ощутить всю мощь прошлых цивилизаций и найти способы защиты, а то мало ли что?