«Петербург. Только по любви»: 7 женщин, 7 короткометражек, 7 историй любви

23 сентября 2016, 09:30

«Петербург. Только по любви» – это альманах о северной столице России, о женщинах – сильных духом и в то же время хрупких и застенчивых, пылких и противоречивых, о теплых чувствах и большой привязанности к городу, к искусству, к мужчине, к ребенку… Одним словом, о любви к жизни во всех ее настроениях и красках.

Стопроцентно женская команда режиссеров трудилась над достаточно смелым, по словам Ренаты Литвиновой, проектом. Даже если они не ставили перед собой цель доказать зрителю, что женщины с их особым видением мира, чувством юмора и – непременно – со своей необычной женской логикой способны на интересные открытия и создание хороших кинолент, альманах «Петербург. Только по любви» все скажет за них.

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

На первый взгляд, у семи новелл мало общего. В каждой – непохожие друг на друга персонажи, от крановщицы («Просто концерт», Наталья Назарова) и одинокой 35-летней собачницы («Выгул собак», Наталья Смирнова) до почти байроновской романтической героини («Селфи», Аксинья Гог) и династии актрис («Сны Иосифа», Рената Литвинова). В каждой, безусловно, разные житейские ситуации и разное настроение, что после финальных титров оставляет спутанные мысли и смешанное впечатление: не успеваешь одуматься после только что завершившейся истории, как начинается следующая, погружая тебя в совершенно иной мир. Сколько людей, столько и мнений; сколько женщин, столько и историй, и киноальманах своей насыщенностью напоминает вечер, проведенный в женской компании.

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Пусть первым бросит в меня камень тот, кто останется равнодушнен к короткометражке «Просто концерт» Натальи Назаровой. Любящая, но нерадивая пьющая мать (Анна Уколова) и очень талантливый подросток: за какие-то 15 минут перед нами разворачивается вся драма проблемы отцов и детей современности, переплетающаяся с темами непонятого гения и черствого тирана. Изобразить эти конфликтующие яркие образы актерам удалось замечательно, и если для Маши Уросовой короткометражка стала кинодебютом, в послужном списке Анны Уколовой немало фильмов, среди которых «Географ глобус пропил» и «Левиафан».

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

В картине Ренаты Литвиновой «Сны Иосифа» акценты расставлены не так очевидно, история словно обрывается на полуслове. Мир актеров (одаренных и не очень) показан глазами юной артистки, которая вдохновлена театром и кино, которая еще не разочаровалась в богемной тусовке, но одна из немногих видит фальшь и бесталанность тех, кто в ней крутится. С содержанием не все так просто (здесь, конечно, может сказаться специфика жанра короткого метра и творческий почерк Ренаты Литвиновой), но форма (костюмы, интерьер и общая картинка) определенно создавалась со вкусом и любовью. Светлая петербургская квартира с деревянными скрипучими полами, контрастный ей темный, искусственно освещаемый мир съемочной площадки: свету и цвету в этом фильме отведена немалая роль.

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Это чуткое отношение к игре света и тени как раз и объединяет всех, кто работал над альманахом. Несмотря на то, что солнце – нечастый гость в городе на Неве (а возможно как раз поэтому), почти во всех новеллах оно заливает ярким светом бульвары и проспекты, оно освещает просторные комнаты героев и вместе с удачно подобранным задним планом или интерьером создает очень приятную картину. «Солнце вдохновляет», — говорит одна из героинь. Всем, кто не понаслышке знает о климате Петербурга, понятна эта фраза.

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Альтернативой солнцу в короткометражке «Селфи» становятся в традициях готических триллеров свечи. Героиня Анастасии Прониной и жить торопится, и… умереть спешит. Приехать в Питер, переспать с первым встречным, а наутро надеть свадебное платье и прыгнуть с крыши. Звучит романтично, но на авантюру соглашается далеко не первый встречный, под крышей – мусорка, а Питер, оказывается, не для того, чтобы умирать, а для того, чтобы жить. Пусть даже ты немножко не такая как все.

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Не такой как все и герой новеллы «Утро» Оксаны Бычковой. Нет, он не пытается покончить с собой, наоборот – он живет и влюбляется, совершает сумасшедшие поступки, которым не помеха даже глухота и немота. Резкий переломный момент на фоне легкого романтического сюжета заставляет вспомнить другую картину Оксаны Бычковой – «Питер FM». Такие истории могут произойти только в Петербурге, — словно говорит нам режиссер и показывает волшебство северной столицы, ее невероятных жителей и судьбоносные встречи, которые случаются тогда, когда их совсем не ждешь.

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Актеры, Надежда Лумпова и Александр Паль, вжившись в роли молодых людей, чья большая любовь началась с маленькой глупости, сами поверили в чудеса и заставили нас в них поверить.

В чудеса хотела бы верить и героиня Анны Михалковой («Выгул собак»), но так незаметно возраст перевалил за четвертый десяток, а у нее самое родное существо – это собака. Она устала ждать подарков судьбы и стала действовать решительно: пошла к колдуну. Тот – Михаил Боярский с бубном и сумасшедшими плясками – ей, как ни странно, не помог, и она почти отчаялась, но случайная встреча напомнила ей, что волшебства в жизни мало, но и без него жизнь прекрасна. Стоит только, как пес, принюхаться.

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

«Город хочет, чтобы ты снова была живой» — эта фраза, прозвучавшая в новелле «Аничков мост» Натальи Кудряшовой, становится лейтмотивом всего альманаха. Искусство, ставшее для экскурсовода рутиной и не приносящее радости, вновь привносит в жизнь краски, стоит лишь посмотреть на него под другим углом. За этой простой истиной – странная деталь сюжета – загадочный индеец, увешенный амулетами, который учит других мудрости. Этот не совсем обоснованный выбор несочетающегося с северным Петербургом персонажа оставляет странное послевкусие после просмотра «Аничкова моста».

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Новелла Анны Пармас «Девочки» — наверное, самая «женская» часть альманаха. Светлана Камынина играет настоящую русскую женщину: она и в горящую избу войдет, и будет одна кормить семью, но неожиданная немилость судьбы в виде вставшей на ее пути собаки сразу заставляет вспомнить, как тяжело быть одной. Тяжело, но возможно, ведь рядом есть мама (Надежда Маркина), которая пусть и придерживается иных политических взглядов, но все же такая родная. Актерский талант Надежды Маркиной и Светланы Камыниной помог стать этой новелле, пожалуй,  одной из самых комичных и добрых.

Кадр из фильма "Петербург. Только по любви"

Кадр из киноальманаха «Петербург. Только по любви»

Все это буйство красок и характеров, талантов и историй из жизни – это и есть альманах «Петербург. Только по любви». Кинолента обязательна к просмотру всем, кто соскучился по теплоте человеческих отношений, по добрым шуткам и романтическим историям. Если вы любите Питер так же, как его любят создатели альманаха, или давно собирались полюбить этот город, «Петербург. Только по любви» — однозначный must see.

 

Текст: Алина Цымбал

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ