«Пациенты»: священник по Фрейду и психоаналитик от Бога

26 марта 2015, 19:30

Рецензия на художественный фильм «Пациенты».

Российский кинематограф уже давно ждал чего-то такого, «вудиалленовского», но адекватно адаптированного под наши реалии и традиции. Фильм «Пациенты» Эллы Омельченко – действительно, один из самых ярких дебютов и премьер 2015 года, и заслуживает внимания не только благодаря оригинальному сюжету, яркому юмору и отличной актерской игре прекрасно подобранных актеров – увидеть его надо просто потому, что в нем открываются новые, весьма обнадеживающие, тенденции отечественного кино.

Молодые супруги Сергей (Павел Баршак) и Леночка (Марьяна Кирсанова) Шаламовы вроде бы счастливы в браке, но с наступлением проблем со взаимопониманием каждый из них выбирает себе духовного проводника. Леночка идет в церковь к батюшке Сергию (Дмитрий Мухамадеев), Сергей отвечает симметрично – идет к психоаналитику Брюсову (Тимофей Трибунцев). Получив в руки судьбы своих пациентов, батюшка и психоаналитик начинают их «лечить»: отец Сергий увещевает Леночку терпеть до конца, но сохранить семью (главное – «мы»), а Брюсов со всем возможным скептицизмом и черной иронией советует Шаламову подать на развод (главное – личность). Поначалу заочный поединок отца Сергия и психоаналитика кажется бесконечным, так как у Шаламовых, как ни крути, взаимная любовь, и даже сарказм Брюсова на нее не действует. Но тут батюшка идет ва-банк: советует Леночке повенчаться, или хотя бы забеременеть, не предупредив о токсикозе и прочих «приятностях», которые они с мужем должны перенести. Когда семья, казалось бы, рушится, совершается одна из замечательных драматургических находок фильма: сюжет уводит Сергея и Леночку на задний план и сталкивает лбами самих «игроков в души» – отца Сергия и Брюсова, которые теперь пытаются «лечить» друг друга.

Screen Shot 2014-07-17 at 6.22.47 PM

Сценарист фильма Дмитрий Лемешев на 22 фестивале «Окно в Европу» получил приз Саввы Кулиша «За оригинальность драматургических решений» в «Пациентах». Но оригинальность – лишь предлог к награде, хорош весь сценарий в целом. К проработке персонажей придраться сложно: диалоги, действия, увлечения героев, присущий им юмор – все это в полной мере направлено на их раскрытие, все обосновывает их дальнейшие поступки, все максимально оживляет персонажей и не делает их типичными. Выбранный в качестве основного конфликт, весьма условный и фарсовый, не состоялся бы, не будь проделана такая кропотливая работа над героями. Особенно удался в этом плане отец Сергий: он не стереотипный «сусальный» прозорливец-утешитель и не карикатурный «поп толоконный лоб», а выросший в переломный период СССР/РСФСР/РФ человек, который, будучи заложником сложных обстоятельств в семье и стране, захотел найти Бога в церкви, но, не найдя, боится себе в этом признаться и теперь добросовестно исполняет роль священника. То же и Брюсов: научившись по фрейдовским вопросникам выстраивать стереотипные картины жизни клиентов и всячески подчеркивая превосходство рациональности и логики своей профессии, психоаналитик не понимает самого себя. Таким образом, благодаря хорошей основе конфликта, «Пациенты» изящно уходят от каких бы то ни было векторов, духовных или обличительно-саркастических мотивов, предоставляя зрителю самому оценивать происходящее в фильмовой реальности и наблюдать за ходом драмы – в лучших «санденсовских» традициях.

Screen Shot 2014-07-17 at 6.33.50 PM

Для режиссера Эллы Омельченко «Пациенты» — дебютный полнометражный фильм, и потому главным (но относительно небольшим) минусом можно считать его простоту: в картинке, в кинематографических приемах, в операторской работе, в монтаже. Такими подчеркнуто-простыми обычно делают короткометражные фильмы, которые за счет скоротечности сюжета и выразительности конфликта не требуют особой проработки картинки и сложного монтажа. Спорные моменты можно найти и в структуре. Необоснованные лирические отступления (вроде «весеннего» появления Сергея и беременной Леночки) служат показателями течения времени и элементами перехода, но смотрятся по меньшей мере выбивающимися из полотна фильма. Финальный фантасмагорический сон Сергея со странствующим по иерусалимским землям Брюсовым в монашеском одеянии, выглядит, конечно, иронично, но, в силу единичности использования этого приема, кажется лишим – реальная сцена, где священник и психоаналитик вместе пьют на колокольне, а звон колокола рассекает их жизни на «до» и «после» выглядит намного сильнее и тянет на конец гораздо больше. Тем не менее, ошибки формы не осложняют восприятие содержания, а лишние кадры наполнены все той же иронией и оригинальностью, и потому заострять на них внимание можно только при очень большом желании.

Что касается актеров, то «Пациенты» — это один из тех редких фильмов, где каждый актер на своем месте. Павел Баршак («Питер FM», «Ёлки 2», «Прогулка») прекрасно справился с ролью «вудиалленовского» интеллигента, аккуратно пройдясь по тонкой грани между смирением и злостью и ни разу не заставив зрителя усомниться в искренности своего героя. Тимофей Трибунцев («Остров», «Поддубный», «Раскол») в роли психоаналитика Брюсова, пожалуй, представил отечественному кино один из самых ярких образов самовлюбленного и показушно-рационального персонажа: он допускает смеяться над своим персонажем, но держит игру на том уровне, когда, что называется, «веришь» — и в профессиональные качества Брюсова, и в его личные качества, и в его чувство юмора. Дмитрий Мухамадеев («Чудотворец», «Бумер», «9 рота), который, по словам Омельченко, появился в актерском составе в очень нужный момент, тоже прекрасно справился со своей ролью и, возможно, сложный образ задуманного батюшки удался в том числе за счет его игры. Хотя, надо отметить, отца Сергия в фильме озвучивал другой человек, что ясно уже при первом появлении батюшки: поставленный певучий и «густой» голос священнослужителя придал особый колорит звуковой картине фильма, создал особую голосовую динамику. Дебют молодой актрисы Марьяны Кирсановой тоже, можно сказать, состоялся: несмотря на то, что создатели не ставили перед ней каких бы то ни было особенных задач, Леночка получилась очень даже заметной за счет исполнения Кирсановой.

Screen Shot 2014-07-17 at 6.46.42 PM

На показе картины «Пациенты» на кинофестивале в Выборге, помимо общего восторга, фильм вызвал у зрителей ассоциации с режиссерским стилем Вуди Аллена, кино братьев Коэн и, почему-то, с фильмом Романа Каримова «Неадекватные люди». И если последнее сравнение – весьма сомнительный комплимент, то первые два, со скидкой на эмоции, не просто вполне заслужены, но и обоснованы. «Пациенты» не пытают своего зрителя претензиями на высокую духовность и не скатываются в клубок зачитанных с трагикомичными лицами афоризмов. Сюжет, развиваясь, держит в напряжении и увлекает, герои, созданные максимально реалистичными, своими действиями легко (и логично!) ведут сюжет; фильм использует оригинальные драматургические находки, наделяет каждую реплику значимостью и использует по максимуму экранное время. Все сделано предельно просто, лаконично, но чувство того, что подобного кино еще не было, не оставляет.

Дебютный фильм Эллы Омельченко отмечен специальным призом жюри кинофестиваля «Окно в Европу», призом гильдии киноведов и кинокритиков России (из рук главного «киноскептика» Виктора Матизена), призом конкурса зрительских симпатий «Семь дебютов» и призом «Royal Reel Award» на Канадском международном фестивале». И пусть оценочные суждения вроде «Это наш Вуди Аллен!» и «Это Коэны по-русски!» пока (будем надеяться) несколько преувеличены, «Пациенты» могут стать хорошим началом хорошего нового кино. Если, конечно, их не будут «лечить».

Текст: Светлана Иванова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ