Андрей Соболев: «Режиссер – это стиль жизни»

29 марта 2015, 15:17

Мы часто видим интервью со звездами и гораздо реже с теми, кто их делает таковыми, преподносит нам их в красивой обертке, превращая музыку в картинку, чтобы мы с вами могли насладиться творчеством целой команды профессионалов. Люди за кадром — кто они? Как работают и что ценят в артистах? На эти и многие другие вопросы, нам ответил молодой режиссер и клипмейкер Андрей Соболев, который к завершению своей учебы во ВГИКе успел поработать с рядом крупных звезд отечественного и западного шоу-бизнеса — Акулой (Оксана Почепа), «Чили», Крисом Паркером, Black Fox, Эльвирой Т, Ромой Желудь, а также начинающими артистами.

«Клипы тем и отличаются от кино, что здесь ты можешь позволить себе то, что не можешь применить на большом экране, в контексте монтажа, например. Клип — это пограничный жанр, в котором многое возможно»

− В детстве и юношестве я сидел у экрана телевизора, смотрел красивые, глянцевые музыкальные клипы и так же мне нравилось экспериментировать с простыми видеокамерами. Режиссерская профессия объединяет в себе все творческие составляющие компоненты многих профессий и это определило мой выбор.

− Что тебе больше всего нравится в профессии клипмейкера?

− Мне нравится некий микс на грани киноиндустрии и музыкального шоу-бизнеса. Это очень короткая работа: у тебя есть 3 минуты, в которые ты должен вложить какую то идею. Сам процесс создания клипа занимает порядка одного-двух месяцев, и это какие-то бесконечные эксперименты, поиски и испытание новых технологий, новых идей. Клипы тем и отличаются от кино, что здесь ты можешь позволить себе то, что не можешь применить на большом экране, в контексте монтажа, например. Клип — это пограничный жанр, в котором многое возможно.

− Как определить профессионала в этой области? Ведь сегодня каждый может взять камеру и назваться клипмейкером…

− В любом случае, хорошо, если клипмейкер обладает навыками режиссерскими , а еще лучше, если у него есть профессиональное образование. За этой профессией должен быть творческий и культурный бэкграунд, развитие в творческих областях — в художественной или музыкальной… Есть такой момент, как зрительский потенциал. То, что делает профессионал — это абсолютный расчет, в конечном итоге эта работа ориентирована на потребителя. Мы, профессионалы, стараемся сделать какой-то кадр или идею так, чтобы она запала в душу зрителю, а у любителя это не всегда получается. Профессионал запланировал что-то и реализовал, а любитель попытался снять: иногда — получилось, чаще всего — не получилось. Это имеет место быть, если снимаешь смешного кота или зверушку, невероятно забавную, но если ты делаешь клип — то, по сути, ты снимаешь рекламный ролик для артиста, и если это делает любитель, то в конечном итоге страдает артист, потому что ему важно выглядеть красиво, интересно, привлекательно.

«Бывает, что приходится слушать песню много раз подряд, гонять трек без остановки, пока не родится первый кадр»

− Театр начинается с вешалки, а с чего начинается съемочный процесс?

− Я получаю музыкальный материал, слушаю, и здесь уже иногда с первого раза приходит какой-то кадр, идея и вдохновение. Бывает, что приходится слушать много раз подряд, гонять трек без остановки, пока не родится первый кадр. Потом уже к нему придумываешь следующий, думаешь, а где бы это могло быть? Какие это люди? Какие у них костюмы и хореография? И идея начинает обрастать дополнениями, превращается в сценарий, потом в раскадровку, согласовывается неоднократно. После этого творческая группа приступает к работе.

− С какими трудностями приходится сталкиваться?

− В российском клипмейкерстве это то, что продюсеры всех уровней пытаются экономить. Делать это они пытаются иногда, просто не понимая съемочного процесса. Поэтому самая большая трудность — это убедить продюсеров, менеджеров, директоров в том, что нам это нужно и без этого будет плохо. Все остальное очень захватывающе и интересно!

− Часто ли бывает так, что артист боится камеры?

− В клипмейкерстве не всегда работают профессиональные актеры, чаще всего модели, певцы и музыканты. У музыкантов задача быть самими собой, и играть тот образ, который они годами создавали. Поэтому случай, когда человек испытывает дискомфорт перед камерой, возникает за отсутствием опыта, например, артист-дебютант или артист, который сомневается в том, что он делает. Но чаще у меня таких проблем нет, потому что перед тем, как начать съемку мы проводим работу с артистом, разбираем творческие моменты и человек выходит на площадку абсолютно подготовленный. Он уверен в том, как выглядит, как одет, он полностью удовлетворен, спокойно встает в красивый, подготовленный совместно с участником моей команды, оператором Алексеем Смагиным, кадр и делает свое дело.

«Снять плохой клип, особенно дебютный, мне кажется, это крест на дальнейшей музыкальной биографии»

− Обязательно ли артисту нужны миллионные бюджеты на клип, чтобы быть успешным?

− Для начинающих, малоизвестных артистов важно сделать одну очень хорошую песню. Не распыляться на альбом или десяток песен, а записать одну, и желательно, чтобы авторы слов и музыки были опытными, сделать актуальную аранжировку. Точно так же нужно поступить с клипом. Снять плохой клип, особенно дебютный, мне кажется, это крест на дальнейшей музыкальной биографии. Поэтому экономить на дебютных вещах нельзя. Достаточно иметь одну хорошую песню, один хороший клип, чтобы стать привлекательным для зрителя. В начинающих есть запал, рвение, и за счет этой обаятельности можно снимать недорогие клипы, но при этом сделать их интересными за счет внутреннего мира исполнителя, если ему есть, что сказать.

− Затронул ли кризис вашу сферу деятельности?

− Безусловно. Сокращаются бюджеты, объемы производства, но при желании все равно можно делать какие то вещи. В кризисный период выигрывают те, кто делают эксперименты и не боятся. Всегда в кризисное и посткризисное время появляется большое количество интересных артистов.

− Почему у наших отечественных звезд крайне редко выходит действительно стоящий клип в сравнении с их зарубежными коллегами? Ведь у многих звезд эстрады тоже есть приличные деньги, чтобы снять свой «Thriller»…

− У наших и западных звезд деньги появляются из разных источников. На западе — от гастрольных туров, продажи альбомов. В нашей стране, как показывает мой опыт — из заказных концертов. Поэтому в России, в отличии от Запада, совершенно разные цели в клипах, потому что у нас в клипах рекламируют лицо, артиста, а на Западе — рекламируют музыку. Это совершенно разный подход. Безусловно, где то наши клипы похожи на западные, иногда наши клипы бывают лучше, чем западные. Но все равно у нас разные артисты, разный культурный уровень, ментальности…

«Только режиссер понимает, что будет в конце, и только от него зависит, каким будет результат»

− От чего зависит успех клипа?

− Успех зависит, безусловно, от того, кто снял клип, режиссера, от идеи, подхода, ведь есть режиссеры, которые делают свою работу на скорую руку, не вдаваясь в творческие моменты. Зависит от того, насколько интересен артист, потому что если ты снял очень красивый клип не примечательному исполнителю, то так или иначе, клип, конечно, сделает свою рекламную функцию, но, возможно, от этого артиста не станут любить больше.

− С кем из артистов было наиболее интересно работать?

− С каждым из артистов, с кем я работаю, я стараюсь проявить его внутренний мир и максимально изучить человека, чтобы понять какой результат он должен получить в конце. И каждый мне интересен. Наиболее привлекательные для меня те артисты, которые несут какой-то мэсседж, не просто снимают клип ради какого-то очередного ивента. Круто работать с теми, кто хочет сказать что-то новое, «изобрести велосипед». Любой клип — это множество воспоминаний, интересных историй, поэтому все мои артисты самые красивые, талантливые и любимые.

− Какой профессиональный сленг существует в среде клипмейкерства?

− Это идет от кино, потому что в этой сфере все имеет свое название. Например, еда называется «кинокорм». И этот язык изобретен временем и удобством. Поэтому, когда режиссер говорит с оператором, как правило, их могут понять только киношники. В этой среде очень много специфических терминов, есть целые словари.

− Какой совет ты можешь дать начинающим клипмейкерам? Кому в первую очередь стоит идти в эту индустрию?

— Первое, это невероятное желание. Если это есть, то, определенно, стоит идти в кино, телевидение и т. д… Я смотрел огромное количество фильмов, в том числе те, которые сложно было найти. Точно так же я смотрел великое множество клипов, и, наверное, нет ни одного музыкального видео, в котором бы я не знал фамилию режиссера, оператора и год создания — настолько мне все было интересно! Начинать лучше с того, что надо учиться и обязательно получать образование, потому что делая любительские вещи, ты будешь оставаться на этом уровне. Артисту же важно вокруг себя собрать людей, профессионалов или тех, кто хочет ими стать. Только режиссер понимает, что будет в конце, и только от него зависит, каким будет результат. Режиссер — это жизненный подход, это способ и стиль жизни.

Текст: Полина Карагерги

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ