Уроки на природе у костра: как нестандартное образование набирает обороты в мире

14 января 2016, 00:21

На примере нескольких независимых школ журнал «365» рассказывает о body based обучении, построенном на отсутствии надоевших школьных парт.

Прежде всего, стоит рассказать об истоках возникновения подобных учреждений. Они основаны на вальдорфском образовании, где ученики проходят предметы без учебников, не получают оценок, не пишут контрольные работы. Цель такой школы – возбудить интерес ребенка к учению. Основоположником нетрадиционного образования стал австрийский ученый Рудольф Штейнер. Первая школа с таким набором критериев была создана в 1919 году в Германии. Теперь существует более 1000 независимых школ в 60-ти странах мира, в том числе около 30 учебных заведений в Великобритании, основанных на быстро набирающей популярность альтернативной модели образования.

Drumduan Upper School

В средней школе Драмдуан (Drumduan Upper School), расположенной на севере Шотландии, нет экзаменов, контрольных работ, тестов. Ее ученики проводят большую часть учебного времени не за партой, а на природе. Это школа была основана 2013 году британской киноактрисой Тильдой Суинтон и Айаном Сазерлендом с участием группы родителей и учителей. Сейчас в школе насчитывается 17 учеников в возрасте от 14 до 17 лет.

Учащиеся школы Драмдуан изучают широкий спектр предметов на высоком уровне, но вместо общепринятых экзаменов они сдают многогранные портфолио из изделий, созданных своими руками; и книги, в которых они записывают свои научные успехи и достижения. Они верят, что исследовательская деятельность поможет им в будущей работе.
Идея о создании школы без стрессовых проверок вдохновила Тильду благодаря двум ее сыновьям, которым сейчас по 17 лет: «Мои дети учатся школе Драмдуан, где нет постоянных экзаменов, программа основана на знакомстве с искусством и обучении практическим навыкам. Их учат ветеринарным основам, шитью, собиранию меда; показывают, как построить своими руками каноэ, сделать нож или как приготовить карамельный лук. Самое главное, что дети счастливы».

357ea5bd-3f4e-4266-8a57-82a2e4fb833a-2060x1236

В школе Драмдуан поощряется инициативность, творческий подход и энергичность – все то, что свойственно пытливому уму подростка – для развития потенциала. Музыка здесь является неотъемлемой частью школьной программы. Дети принимают активное участие в хоре или инструментальных ансамблях.
Одно из самых ярких событий года, ставших традицией для молодой школы – образовательная экспедиция на острове Колонсей, где ученики, разлученные с мобильными телефонами и прочими гаджетами, в течение недели изучают популяцию черных пчел, строят лодки без профессионального оборудования, создают пейзажи на листах бумаги, учатся правильно разжигать костер и готовить пищу.

ZVaQB-2uFh8
Родители школьников не волнуются по поводу отсутствия экзаменов. Шэрон Макалистер, мать Ангуса, ученика школы Драмдуан, рассказывает, что ее ребенок семь лет обучался по традиционной школьной системе. Его часто обижали сверстники, отчего он был замкнут и очень несчастен. Но после того, как в 2013 году Шэрон перевела мальчика в Драмдуан, ребенок проявил искренний интерес к учебе, обрел таких же творческих друзей и стал гораздо спокойнее и умиротвореннее.
«Прекрасно, когда обучение складывается с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Но, к сожалению, именно это отсутствует в государственных школах, — отмечает Тильда Суинтон.

a5b6b43e-44e8-47c8-9979-9f1ff83e8a30-1516x2040

Расписание занятий и состав предметов строится с учетом пожеланий самих учеников школы. Помимо прикладных наук, ребята изучают несколько иностранных языков, алгебру, геометрию, химию, физику, компьютерные науки, историю религий, графический дизайн, анимацию, экономику и другие предметы, необходимые для полноценного образования. Летом ученики ездят на недельную практику в Уэльс, Англию или Испанию, таким образом, получая опыт и навыки, необходимые для поступления в высшие учебные заведения.
«Матерью» Драмдуан является школа Морэй Штейнер для детей до 14 лет, расположенная здесь же. Каждый день занятия у учеников начинаются с обязательной 20-минутной зарядки и пения. В первой половине дня дети проходят теоретические предметы, например, родной язык, математику, историю. Во второй половине дня начинаются практические уроки, на которых школьники проводят опыты по химии, изучают иностранный язык, рисуют, а также учатся основам шитья, гончарного искусства и садоводства. Занятия не обходятся без использования музыкальных инструментов и хорового пения. Интересно, что у детей есть возможность стать первооткрывателями, ведь уроки археологии у них проходят на открытом воздухе с лопатками и кистями. На каждом уроке ребята ведут свой собственный толстый дневник, но не для выставления оценок: это абсолютный полет фантазии с красочными рисунками, некий конспект того, что было пройдено ими в этот день, — для лучшего усваивания материала.

Норвич Штейнер

В том же Соединенном Королевстве в восточной Англии расположена школа Норвич Штейнер для детей до 19 лет, в которой есть даже детский сад для совсем маленьких. С 2014 года школа является одной из самых прогрессивных независимых образовательных учреждений в стране, готовящей детей к будущей профессии. Школа Норвич проводит ежегодные образовательные поездки в Мюнхен, где ребята знакомятся с достопримечательностями столицы Баварии и занимаются речным серфингом.

bfdf64f9c687f1982c4581755f479ce8

Как отмечает Дженнифер Джидли, австралийский психолог, педагог и исследователь, у детей из подобных учебных заведений наблюдается больше энтузиазма к учебе в отличие от их сверстников из обычных школ. Они менее подвержены усталости и сонливости, более бережно относятся к природе, имеют позитивный взгляд на их будущее.

Текст: Гандзюк Оксана

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ