«Дюнкерк»: большая маленькая война

20 июля 2017, 17:46

Кристофер Нолан, будучи одним из выдающихся голливудских режиссеров XXI века, решил бросить вызов самому себе, сняв фильм, основанный на реальных исторических событиях. Военная драма «Дюнкерк» не похожа ни на одну из предыдущих работ именитого постановщика, что, в общем-то, не так уж и удивительно. Прежде Нолану приходилось работать преимущественно с оригинальными сюжетами («Начало»), а также заниматься экранизацией комиксов (трилогия «Темный рыцарь»). Тем приятнее осознавать, что этот факт никак не сказался на качестве его новой ленты, которая, несмотря на скудность истории и отсутствие ярких и запоминающихся персонажей, получилась очень зрелищной и в меру драматичной. Возможно, «Дюнкерк» звезд с неба и не хватает, однако более захватывающего и технически превосходного фильма на военную тематику не выпускалось со времен спилберговского «Спасти рядового Райана» (1998).

Лето 1940-го. Идет Вторая мировая война. Франция находится под мощнейшим натиском немецких захватчиков, готовящихся нанести сокрушительный удар по соперникам. Каждая секунда на счету. Английские солдаты, прибывшие для поддержки французской армии, оказываются оттеснены врагом на побережье Дюнкерка, где они периодически подвергаются массивной бомбежке. Чтобы избежать серьезных потерь, британское военное начальство во главе с Уинстоном Черчиллем принимает решение об экстренной эвакуации своих войск. К порту Дюнкерка начинают стекаться корабли, призванные переправить всех выживших англичан в безопасное место. Однако большие и легко заметные суда становятся удобной мишенью для вражеских сил, чего нельзя сказать о гражданских катерах, на которые немцы даже не обратят внимания.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Вдоволь наснимавшись фантастических картин, режиссер «Интерстеллара» (2014) Кристофер Нолан, имя которого знает (или хотя бы слышал) каждый, решил попробовать себя в жанре военной драмы. Рвение одного из передовых голливудских постановщиков нашего времени к созданию чего-то нового, разительно отличающегося от всего того, что было сделано им прежде, не может не радовать. Во-первых, это отличная возможность проверить, как Нолан будет действовать в непривычной для него среде, при работе уже не с оригинальной историей (или комиксом), а с сюжетом, основанном на реальных событиях. Во-вторых, «Дюнкерк» покажет, на самом ли деле режиссер заслуживает всех тех теплых слов, которыми зрители не единожды одаривали его ранее.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Стоит отдать должное, поскольку со своей главной задачей Нолан все-таки справился: не снял плохое или посредственное кино. Спрашивается, а такое вообще возможно? Более чем, ведь никто от этого не застрахован. Можно часами спорить о том, что «гений» Нолана не оправдан, однако вряд ли у вас получится назвать более «ровного» кинематографиста, который каждый свой новый фильм старается сделать не хуже предыдущего. «Дюнкерк» особенно выделяется на фоне предыдущих работ мэтра, поскольку не имеет сложноподчиненной структуры повествования, что была присуще «Началу» (2010), или ярких и запоминающихся персонажей, как в трилогии о Бэтмене (2005-2012). И, как ни странно, в данном случае упрощение конструкции и отсутствие конкретных героев отнюдь не портит картину! Ну, разве что самую малость.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Буквально с первых же секунд фильм бросает зрителя в гущу событий, опуская скрупулезный акт подготовки, что немного сбивает с толку (в хорошем смысле). По сути, сюжет «Дюнкерка» представляет собой одно большое действие, растянутое на 107 экранных минут. Да, впервые за долгое время фильм Нолана длится меньше 2,5 часов. Хотя дело далеко не в том, у кого какой хронометраж. Главное, что на этот раз режиссер не стал злоупотреблять им с целью увеличения количества диалогов (здесь их по минимуму), которые очень часто мешают военным лентам сосредоточиться на самом важном – демонстрации ужасов, которые несет в себе это страшное слово из пяти букв. В «Дюнкерке» война показана без прикрас, кто-то погибает каждые несколько минут, при этом оставаясь для нас в тени истории. За счет «монтажа аттракционов», который широко применял в своих фильмах советский кинематографист Сергей Эйзенштейн («Броненосец «Потемкин»»), создается ощущение полного погружения в мир нолановской «Илиады» (Гомер бы одобрил), построенной на непрерывном действии и постепенно нарастающим напряжении.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Может показаться, что излишняя динамичность «Дюнкерка» во многом не оправдана: на фоне бесконечного экшена, от которого лишь изредка удается перевести дух, очень слабой выглядит его сюжетная структура, не позволяющая говорить о фильме, как о целостном организме. Нолан намеренно не стал придавать истории серьезного значения, поэтому персонажам картины, встречающимся на экране чаще всего, не хочется сопереживать. С другой стороны, это делает героев, сыгранных Томом Харди, Кеннетом Браной, Киллианом Мерфи и оскароносным Марком Райлэнсом, более приземленными. Что касается участника англо-ирландского бойз-бэнда One Direction Гарри Стайлса, дебютировавшего на большом экране, то он, как и все остальные актеры, принимавшие участие в съемках, ничего необычного не выдает. Так уж вышло, что играть здесь, к сожалению, нечего. Примечательно, что прежде у Нолана всегда получалось создавать интересные и запоминающиеся образы.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

А вот в чем точно не получится упрекнуть «Дюнкерк», так это в том, как он снят. Нолан всегда славился своим умением делать масштабное и красивое кино, и «Дюнкерк» в этом плане удался на славу. Батальные сцены поставлены зрелищно и с необходимыми размахом: в фильме почти не используется компьютерная графика, что ему очень на руку, так как реалистичности современным блокбастерам явно не хватает. Воздушные войны между английскими и немецкими летчиками захватывают дух, а эпизоды бомбежки солдат, находящихся на суше или в воде, заставляют сердце биться в два раза быстрее. Тут бы и Спилберг со своим «Спасти рядового Райана» (1998) обзавидовался! Немаловажная роль во всем этом поистине эпическом действе отводится работе со звуком (тиканье часов, выстрелы, взрывы), поверх которого ложится абсолютно дикий (опять же, в хорошем смысле) саундтрек Ханса Циммера, что усиливает эффект восприятия посредством психологического воздействия на зрителя. Кроме того, благодаря фантастическим операторским пируэтам Хойте Ван Хойтемы («Интерстеллар»), запечатлевшему каждую доступную и недоступную пылинку, «Дюнкерк» выглядит, как картина, нарисованная великим художником. Это многого стоит.

Кадр из фильма «Дюнкерк»

Печально осознавать, что в погоне за зрелищем, которого в «Дюнкерке» хоть отбавляй, Нолан так и не сумел довести до идеала концепцию независимого блокбастера, позволившую бы назвать его новое детище самым дорогим авторским фильмом в истории. Так резко и дерзко начавшись, в конце картина ударилась в типичный для военных лент патриотический «хэппи-энд». Видимо, режиссеру все-таки привычнее выражаться на языке мейнстрима. По крайней мере, пока что. Принимая во внимание тот факт, что Нолан британец, нетрудно догадаться, насколько для него было важно рассказать историю Дюнкерка так, чтобы она была услышана каждым.

Нолан снял большой маленький фильм о войне, работающий по принципу «из огня да в полымя». «Дюнкерк» не несет в себе никакой смысловой нагрузки, пытаясь воздействовать на зрителя, скорее, на подсознательном уровне. Зато в техническом плане ему просто нет равных – это настоящая бомба замедленного действия, которая исправно взрывается каждые 10 минут. Подобными аттракционами кинематограф нас не радовал давно. Жаль, что дальше развлекательного фильма «Дюнкерк» так и не ушел.

 

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Текст: Влад Горбачёв

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ