«Алиса в Зазеркалье»: берегите время

27 мая 2016, 11:30

Когда идешь на новую «Алису» ждешь, что сможешь окунуться в невероятный мир, тот самый мир, который умеет создавать Тим Бертон. Но, увы, тут он всего лишь продюсер, да и Алиса уже не та… Все не то.

«Алиса в Зазеркалье», по идее, должна быть продолжением франшизы. Но это самое продолжение со всеми хорошо известными героями – Алисой, Шляпником, Белой Королевой, Красной Королевой – вдруг превратилось в какую-то кашу из костюмов, непонятных и нелогичных фраз, хороших актеров и подозрительно мудрого посыла фильма. Режиссер Джеймс Бобин практически сразу заявляет, что его Страна чудес и Страна чудес Тима Бертона — это не одно и то же. Зритель понимает это не только по мрачноватой картинке, по алогичному поведению персонажей и даже по тому, как странно разворачивается сюжет, но и по атмосфере — здесь она сильно разрежена, и лихого безумия первой части не хватает, как кислорода.

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Вместо того, чтобы развивать «чудесатость» Бертона (которая в принципе подразумевает недосказанность), Бобин фанатично начинает залатывать дыры, оставшиеся в сознании зрителей после первой части, тем самым пытаясь ярче обрисовать знакомых нам героев. Хотите знать о семье Шляпника? Пожалуйста — у него как раз внезапно случилась депрессия по этому поводу. А может, вам интересно узнать, почему у Красной Королевы такая голова? Запросто! Но после очередного флэшбэка понимаешь, что фильм топчется на месте, хотя хронометраж-то идет. Вопрос «Зачем это было?» остается риторическим, как и вопрос «Так, а что, собственно, происходит? Зачем персонажи делают то, что они делают?».

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Поблагодарить создателей, однако, хочется за Время — не за потраченное на просмотр, а за Сашу Барона-Коэна в роли Времени. Нужно отдать должное, его персонаж — это, пожалуй, лучшее, что случилось с «Алисой в Зазеркалье». Именно благодаря ему в фильме появляется кислород — через колкие шуточки, его прекрасную игру (особенно тот диалог со Шляпником) и мудрость. Время, которое шутит со временем, то есть с самим собой, это очень забавно, а в купе с его любовью к Красной Королеве — это нечто неописуемое. Кстати о Красной Королеве. С ней произойдет весьма удивительная перемена, но это потом, а так это будет все та же вредная (даже еще более вредная, порой через край) Ирацибета с огромной головой (но зато вы будете знать, почему она огромная).

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Что случилось с другими героями — совершенно не понятно. Кого-то просто ликвидировали как самостоятельного героя, кого-то задвинули назад и дали прочитать пару строчек просто для порядка, а то зрители расстроятся. Весь фильм такие персонажи просто появляются, чтобы пожелать Алисе удачи или ввести ее в курс дела, но не больше. А кто-то уже просто «не тот». То же поведение Алисы, казалось бы, взрослой девушки, вызывает недоумение: если в первой части она действовала логично, находясь в инфернальной и безумной Стране чудес, то теперь, кажется, все наоборот — она действует нелогично, находясь и реальном мире, откуда она бежит от своих проблем, и в Зазеркалье.

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Со Шляпником беда еще более серьезная. В титрах написано, что роль исполняет Джонни Депп. Джонни ли, Депп ли?  За невероятным количеством грима и фотошопа едва ли это тот самый актер, которого мы так любим. Создается чувство, что актер стал подобием апельсина, из которого уже выжали весь сок, но продолжают выжимать дальше, а уже пусто. Сам же герой — это теперь просто ноющий, сумасшедший тип, который не может справиться со своими проблемами самостоятельно. И да, его надо спасать, и сделать это должна Алиса, потому что… режиссер решил так. Гипотетическая любовная линия, все дела.

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Но зато со смыслом в фильме все в порядке: берегите время — его немного, берегите семью — она одна. Получается так, что это отличная поучительная сказка для детей, которые еще не осознают ничего из этого. Но для взрослого потерялся всякий драйв от фильма, который сначала привлекал своим гротеском, броскостью, живостью.

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Кадр из фильма «Алиса в Зазеркалье»

Если бы можно было повернуть время вспять и не смотреть «Алису в Зазеркалье», то, кажется, это был бы неплохой бонус. Но прошлого, как настойчиво повторяется в фильме, не вернуть назад. Если первая часть была сделана умелой рукой Бертона, то сейчас это самобытная история, далеко отошедшая не только от книги (хотя к чему это вообще здесь?), но и от заданного Бертоном курса. Сиквел «Алисы» больше похож на простенькую сказку для детей, которым, может, и полезно в такой доступной форме объяснить сложный «временной» философский вопрос.

6

Текст: Ануш Долуханян

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ