Илья и Антон Чижиковы: «Триллер и комедия — хорошее сочетание»
5 октября 2015, 14:31

В сентябре в прокат вышла новая российская комедия «Парень с нашего кладбища». "365" не упустил случая поговорить с режиссерами-дебютанатами Ильей и Антоном Чижиковыми о том, каково было снимать свой первый фильм и смешивать два таких разных жанра, как комедия и триллер.

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Расскажите, из чего появилась задумка фильма. Откуда вы почерпнули идеи для ваших героев?

Илья: Изначально мы получили практически готовый сценарий. Дальше пошла наша переработка. Мы работали над ним несколько месяцев. Старались внести как можно больше комедийности и развить характеры в соответствии с выбранными актерами. Как я уже говорил, сценарий скорее предполагал триллер, но с авторской иронией. Нам ее было недостаточно, поэтому пришлось потратить достаточно много времени, чтобы сделать комедию.

Антон: В первую очередь это, все-таки, продюсерское кино, не режиссерское. Здесь нет такого, что режиссер все сам придумал, нашел сценариста и так далее. Нас изначально позвали как раз ради комедийности и смешения жанров.

И: На первой встрече с Сергеем Сельяновым, мы обозначили два пути: либо делать триллер и так же перерабатывать его, добавляя как можно больше страшных и резких моментов, либо уйти в эксцентрику, в комедийность. Конечно, мы понимали, что нас ждет, скорее всего, комедийность, так как наши прошлые работы были именно в этом ключе.

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

При съемках картины вдохновлялись ли вы какими-нибудь фильмами похожего жанра?

И: Конечно, при разработке режиссерского сценария мы выбирали ряд фильмов, на которые собирались опираться. Например, картины Тима Бертона, фильм «Зловещие мертвецы-3» , «Страшилы»…

А: «Живая мертвечина» Питера Джексона. Что касается характера главного героя, то примерами тут может быть «Форест Гамп» и даже «Губка Боб». Герой не меняется в поворотных моментах, а наоборот, сохраняет себя вопреки всем испытаниям.

Как раз, когда смотрела, некоторые кадры были похожи именно на «Зловещих мертвецов»?

А: Это, скорее всего, из-за кадра с собакой.

И: На самом деле, задумка и была такой. В фильме есть элемент пародийности и отсылки на картины которые стали своего рода эталоном жанра.

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Как так вышло, что вами занялся именно Сельянов? Это же ваш дебют, и много значит то, что вами заинтересовался продюсер такой величины.

И: Насколько я знаю, Сергей Михайлович любит работать с дебютантами и ищет молодых режиссеров. А находит он их на фестивалях, наподобие «Святой Анны». Он состоял в жюри фестиваля, и, когда мы взяли «Гран-при» за фильм «Ушелец», буквально через пару дней с нами связались.

Как вы уже сказали, изначально сценарий был в жанре триллер. На выходе получилась достаточно комедийная картина. Были какие-то еще изменения?

И: Были очень сильные сокращения, потому что сам литературный сценарий длился практически два с половиной часа. Большое количество событий, цеплялись друг за друга подобно падающему домино. При подобном построении довольно сложно менять структуру. Так же нами был переделан финал фильма, поскольку нам показалось, что нам нужен более острый конец, нежели в сценарии. Но, тем не менее, мы работали с хорошим материалом, поэтому все и получилось.

Парень с нашего кладбища

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

А почему вы выбрали именно жанры комедии и триллера? Трудно было их совместить? Легко ли вам было удерживать саспенс в условиях смешения жанров, если комедия работает на «разрядку» зрителя?

И: Дело, скорее, в том, что комедии вообще трудно делать. Но, мне кажется, что из любой истории можно сделать комедию.

А: Вообще, должна быть синусоида: напряжение – расслабление, напряжение – расслабление…

И: Триллер и комедия – хорошее для этого сочетание.

Сельянов говорил, что нашему российскому кинематографу не хватает народного кино, наподобие вашего фильма. Как вы понимаете, что он имел в виду? А что для вас значит «народное кино»?

И: Национальный окрас дает характеры и некоторые системы выбора, которые свойственны именно нам. Да и наш юмор все-таки отличается от общепринятого голливудского. И если удается сделать картину для нашего менталитета, то она становится народной. Как, например, фильмы Георгия Данелия. Или «Посторонним вход воспрещен» Элема Климова. Тоже народное кино.

А: В кинематографе много фильмов про топ-менеджеров, шпионов, детективов, различные экзотические профессии – социально не близкие герои большинству зрителей.

И: А наш герой - обычный охранник, «парень с нашего кладбища», такой же парень может жить в соседнем доме.

А: Когда наш фильм показывали на «Кинотавре», там был охранник всего смотра. Он начал ругаться, мол, зачем снимаете фильмы про охранников и про кладбище. А к концу фильма он уже проникся. Надеюсь, что все охранники кинотеатров, в которых показывали наш фильм, его посмотрели.

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Что для вас народное кино?

И: Есть, например, голливудская схема. Чем она хороша? Она универсальна. Фильм можно показать в Японии, в Африке, в Европе – его все поймут. Они долгое время двигались по такой схеме, чтобы расширить рынок.

А определение «народного кино» следует из названия - народ и его особенности. Это кино, которое не адаптировано под весь мир, не универсализировано. Что, конечно, не исключает широкий прокат.

Поделитесь информацией о кастинге. Александру Палю досталась главная роль, однако он всем известен своими образами «гопников» в фильмах «Все и сразу» и «Горько». Здесь он играет совершенно другой типаж. Почему именно он?

И: Получилось это, по-большему счету, случайно. Мы пригласили его как раз на роль «жлоба». Он нам сказал, что не хочет закреплять за собой этот образ. Тогда мы спросили, что ему интересно, а он без раздумий ответил – главная роль.

А: Так и сказал: я парень молодой, а на меня маску нацепили, и я до старости лет буду гопников играть, я не согласен.

И: Мы устроили пробы. Понравилось. Был только один нюанс: дали ему задачу отрастить волосы до съемок, так как он был опять лысый. Он справился.

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Трудно ли ему далось это перевоплощение?

И: Лично зная Сашу, мы видим, что и в фильме «Горько» и во «Все сразу» он зачастую внутренне смеется над своим персонажем. В нашем фильме он работает тоже с немалой долей иронии. А нам только того и надо было.

Расскажите, какого было снимать свой первый полнометражный фильм? Какие были трудности, а что давалось легко? Вообще, почему вам вдруг стал интересен именно такой довольно необычный проект? 

И: Конечно же, непросто. Когда я снимал короткометражки во ВГИКе, я считал, что, когда начну работать в коммерческом кино, все будет намного проще. Все таки деньги, организация, большая съемочная группа... Но вместе с тем растет и количество задач и ответственность. Да и цена форс-мажора на много больше. Так что ни капельки не легче. Да и не легко сохранять бодрость духа когда на съемках в течение месяца спишь по пять часов.

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Кадр из фильма "Парень с нашего кладбища"

Сейчас в российском кино во всю начинают снимать комедии арт-мейстримового плана. Например, Жора Крыжовников со своим «Горько», Евгений Шелякин с фильмом «Ч/б», теперь вышла ваша картина. На ваш взгляд, чем обусловлен этот процесс? Нашли ли вы себя в нем?

И: В целом отрасль развивается. С каждым годом все больше удачных ситкомов, комедий, развлекательных передач. А значит все больше сценаристов, режиссеров, работающих в комедийном жанре. И здесь нам Голливуд не конкурент, потому что отечественный юмор ближе. Но в то же время появляется разделение, свойственное Голливуду: одни сценаристы занимаются гэгами, другие диалогами, третьи собирают воедино и так далее. А это уже элементы индустрии. Но с другой стороны появляются режиссеры со своим почерком. Это нормальное следствие увеличения объемов производства.

Количество всегда переходит в качество. Нужно снять десять фильмов, чтобы один из них был неплох, и сто, чтобы один был действительно хорош. Это процентное соотношение работает во всем мире. И в Штатах и во Франции у нас.

В каких жанрах вы хотите поработать в дальнейшем? Над какими сюжетами и какими героями?

И: Пока рано говорить о следующей работе – вдруг не сбудется.

А: Но можете быть уверены, что точно не будем снимать драму. Комедия - это очень важно. Человеку всегда нужна «разрядка».

 

Беседовала Анастасия Заболоцкая

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ

Яндекс.Метрика