Усы в помощь: отличие акции «Усабрь» от «Movember»

14 ноября 2013, 18:37

Современная благотворительность должна быть легкой, стильной и забавной, без страдания на лице и слез умиления. И самым ярким тому примером стало ежегодное движение «Movember», или «Усабрь» (Россия), участники которого по всему миру в течение ноября отращивают усы за идею. К нам в страну эта акция пришла 3 года назад со своими национальными особенностями, трудностями и названием.

Первыми придать своим усам социальную полезность догадались австралийские мужчины примерно в 2004 году. Начало движению положила пьянка двух друзей Трэвиса Гарона и Люка Слэттери в мельбурнском баре. Там они за кружечкой пива решили создать концепт вокруг какого-нибудь фэшн-тренда, например, отпустить пышные усы и собирать при этом деньги на благотворительность. Зачем им для этого понадобились усы? Деньги, собранные мужчинами, направлялись на помощь тем, кто борется с раком простаты, а растительность на лице, как известно, первичный половой признак и символ мужественности. После посиделки креативщики разослали знакомым письма, где рассказывали о своей идее с девизом «Are you man enough to be my man?» («Мужик ты или не мужик?»). Так собрались первые 30 усачей. Кстати, Гарон нарисовал движению логотип — те самые аккуратно подкрученные вверх маленькие усики, что сегодня рисуют на кружках, свитерах и даже банках из-под соуса Heinze.

usabr-movember-365mag.ru(1)

Три года назад идея, которая вслед за Австралией стала кочевать по всему миру, дошла и до России. В ноябре 2011 года нашлось только четыре бородача-активиста в Питере, но даже такое количество людей смогло собрать 15 тысяч рублей. Посчитав начало успешным, мужчины продолжили в прямом смысле взращивать данную идею на русской почве. В прошлом году к желанию носить усы во благо человечества присоединилось примерно 20 человек, и на этот раз удалось собрать более 100 тысяч рублей. Тогда же было положено начало традиции избирать по результатам месяца «Мистера “Усабрь”». В 2013 году официально зарегистрировано 28 усабро (так участники называют себя сами), восемь из которых совсем не «бро». Девушки принимают участие в «Усабре» не из-за того, что природа наградила их заметной растительностью на лице. «Сестры “Усабря”» носят накладные усы или в виде аксессуаров. Это доказывает, что цель акции — не подчеркнуть гендерную разницу, а создать обаятельный концепт, вокруг которого можно объединить огромное количество людей.

usabr-movember-365mag.ru(2)

Анна Головкова, художник-стилист «Усабря», подтверждает: «Усы — это опознавательный элемент участника этой акции, неважно настоящие они или просто значок на кофте или принт на футболке. Это, как ленточки ко Дню Победы, я думаю. Образ, видя который все понимают, что он значит».

Однако в реальности назвать символ читаемым и узнаваемым в России пока нельзя. Как и вообще сказать, что «Усабрь» у нас популярен. Но участники движения видят в своей деятельности смысл даже сейчас, когда их количество не дотягивает до 30 участников. И, похоже, их запал себя оправдывает. Несмотря на непопулярность акции в массах, движение сумело привлечь к себе внимание передовой общественности.

usabr-movember-365mag.ru(3)

«Нам встречались известные люди, которые сочли нашу инициативу глупой, добавив, что готовы за раз перечислить больше денег, чем мы соберем своими усами за месяц. И знаете что? Это здорово, значит, мы привлекли их внимание к проблеме и будем рады, если их слова не останутся просто словами», говорит  Юрий Котеленец, один из организаторов «Усабря».

Если в целом сравнивать оригинальную концепцию движения «Movember» с тем, как она легла на русскую почву, надо признать, что от нее остались только усы. Так, организаторы «Усабря» придумали свой лозунг для акции — «Добро под носом», и их целью стала помощь в лечении детских, а не мужских заболеваний.

Юрий Котеленец соглашается с тем, что акция требовала адаптации под особенности российской ментальности:

«К сожалению, эта проблема не так сильно заботит население России. Просто представьте себе, как отреагирует незнакомый человек на улице, к которому вы обратитесь с предложением пожертвовать средства на изучения проблемы рака простаты! Мы тоже представили и решили поискать для «Усабря» другой фон».

usabr-movember-365mag.ru(4)

«Другим фоном» стал детский клуб для детей-инвалидов «Бабочка», на счет которого будут переведены все средства, собранные за месяц усабро и всеми сочувствующими. Но главный идеолог «Усабря», Жени Шульгина, надеется, что движение не всегда будет подстраиваться под общественность, а начнет менять ее.

«Если совсем честно, то помимо сбора денег для детей-инвалидов, у нас есть и другие, долговременные цели. Нам хочется видеть, как меняется отношение людей к благотворительности в целом. Я думаю, что лет через десять мы дойдем до того, что сбор денег на такие необычные цели, как исследование рака простаты, станет нормой. Но сегодня мы предлагаем людям пожертвовать на что-то простое и понятное».

Главная специфика российского «Усабря» сегодня, по словам его художника и стилиста Анны Головковой, уже в том, что «почти никто не знает что это такое». Несмотря на то что некоторые, ознакомившись с целями акции, охотно ее поддерживают, у большей части российской публики «усатое» движение до сих пор вызывает скепсис. А мировой опыт показывает, что напрасно.

usabr-movember-365mag.ru(5)

  • За 10 лет существования фонды «Movember собрали по всему миру $446 млн.
  • В благотворительной программе успели отметиться более 3 млн. активистов.
  • О своей приверженности к  акции заявляли в разные годы такие звезды, как Дэвид Бэкхам, Снуп Догг и Дуэйн «Скала» Джонсон.

mobro-1024x434

Сегодня существует около 20 фондов-участников по всему миру и немало спонсоров, среди которых бренды с мировым именем. Все это говорит, что у движения огромный потенциал, хотя бы потому, что сама идея «добра под носом» и «с улыбкой на лице» очень привлекательна.

 

Мнение

 

qzwEq0SUnzQИлья Глебов, сооснователь borodatyh.net; верен усам и бороде

Мне определенно нравится идея «Movember», но лично я ношу и усы, и бороду, поэтому больше подхожу под концепцию «No shave november», он же «Ноябрь без бритья» или «Небритый ноябрь». Это акция берет корни из «Movember», хоть и прямого отношения к ней не имеет. Кстати, тоже очень популярна. Что касается проекта «Усабрь», то на данный момент мы не являемся его соорганизаторами, к сожалению. На самом деле те, кто пытаются продвигать «Усабрь» в России, пошли по собственному пути и интерпретируют проект уже по-своему. Оригинальная идея «Movember», которую поддерживают десятки стран, — привлечение внимания к проблеме раковых заболеваний у мужчин и сбор пожертвований в фонд «Movember Foundation», который является самым крупным частным спонсором исследований в области раковых заболеваний у мужчин. В России же «Усабрь» не имеет никакого отношения к оригинальной идее. Поэтому мы пока внимательно следим за проходящими акциями в России и в мире, поддерживанием их, отращивая усы и бороды, и стараемся освещать основные моменты на нашем сайте.

 

tKUTWQfy-cEAlex Dyer, mo bro (усабро) в прошлом, участник движения «Movember» 2009 в Лондоне

Я не принимаю участие в «Movember» в этом году, потому что мне надо было пройти собеседование на работу. Мне кажется, что с усами я выгляжу не очень серьезно.

Впервые я узнал об этой акции в 2008-2009 году. Не знаю, сколько участников тогда было, но движение очень популярно в Англии среди 18-30-летних. Знаменитости тоже нередко участвовали в «Movembre», например, футболисты Дэвид Бекхэм и Майкл Оуэн, телеведущий Стивен Фрай. Да, главная цель акции — собрать деньги на борьбу с раком простаты. Но я думаю, часть денег еще направляется на лечение других мужских заболеваний и на ментальные болезни.

Фото: usabro.ru

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ