Временной парадокс: концерт Perturbator в Москве

14 июля 2015, 14:30

Ретровейв, нещадно спекулирующий на ностальгии по аналоговым 80-м, перестает быть «развлечением для избранных» и в геометрической прогрессии расширяет зону поражения. Обычно такой выход из зоны комфорта идет лишь на пользу, но иногда все оборачивается высадкой на неподготовленную почву. Что ж, попробуем разобраться в своих смешанных чувствах от концерта Perturbator в клубе «Театръ».

Все новое – это нежно выпестованное в коллективной памяти старое. Восприимчивость к такой реинкарнации синтезаторной музыки выросла из VHS-шумов, фильмов в озвучке Володарского, десятки раз отремонтированных сеговских джойстиков и других символов ушедшей эпохи.

О том, что эти тенденции успели просочиться практически во все виды современного искусства, было сказано тысячу раз и до нас. Но полноценных концертов такого формата до этого в столице организовывать никто не решался. Рано или поздно это должно было случиться, и в качестве первопроходца был выбран не абы кто, а Джеймс Кент, он же Perturbator – пожалуй, самый популярный на сегодняшний день представитель жанра. (Скорее всего, это заслуга снискавшей всенародную любовь игры «Hot Line Miami», но мы этого не говорили).  Вооружившись все теми же модификациями синтезаторного звука, он предсказуемо петляет по маршрутам, вызывающим стойкое ощущение дежавю. И вот парадокс: в новаторстве уличить его сложно, но именно этот прием работает безотказно.  В отличие от киногероев излюбленного десятилетия, он не грешит бесконечной обоймой патронов и стрельбой ради стрельбы – добавив гипнотизирующую агрессию, сразу прошивает слушателя застревающими в памяти треками.

WyN2p0-xFYM

Итак, судный день был назначен на минувшую пятницу. Традиционный переразогрев был доверен Rozet и Montmorency. Все мы знаем о том, что в лучшем случае таких артистов ждет равнодушный прием, а в худшем – тонны объективной и не очень критики, которой хватит на несколько сезонов переосмысления своего творчества. Но в этот раз все действительно было, мягко говоря, спорно. Не станем  заводить шарманку о странном сочетании аперитива и основного блюда явно разных кулинарных школ, но превращать первые два выступления в проверку на прочность было жестоко.

Три часа разогрева против часового сета Perturbator’а. Героизм собравшейся публики проявлялся не только в запасах терпения. Выжить в битком набитом зале без адекватной вентиляции (доступ к свежему воздуху можно было получить, лишь заплатив 300 рублей за повторный вход в клуб) – подвиг, который мы спишем на великую силу искусства. Но стоило неоновой пентаграмме Perturbator появиться на заднике сцены, как чувство физического дискомфорта ушло на задний план.

Музыкант, не церемонясь, начал свой сет с «Future Club» и не сбавлял темп в течение всего отведенного ему часа. Синтетические боевики, красиво дополненные проекцией из кадров «зашумленных» фильмов 80-х, превратили всех собравшихся в однородную массу, жадно впитывающую каждый звук. Иногда было сложно понять, что вызывает больший восторг – звучащая музыка или верно распознанная сцена из «золотого фонда» кинофантастики.

o-O0DwzXob8

Сложно вспомнить другой концерт с настолько разношерстной публикой. Но говорить о мирном сосуществовании не приходится.

Каждый сам волен выбирать, каким образом расслабляться и выражать эмоции. Но именно где-то здесь проходит тонкая грань банальной эстетики и воспитания. Не будем менторствовать и раздавать ярлыки, пусть это просто останется пищей для размышлений.

На полном ходу остановив набравший пугающую силу поток музыки, Джеймс ушел со сцены, но почти сразу же вышел на бис. Дав последний залп, он оставил публику приходить в себя наедине с изображением изможденной Эллен Рипли — героини серии фильмов «Чужой».

Подводить под всем этим черту, не срываясь на ломаную, сложно. Что ж, мы и сами не поняли, кому продал душу этот француз с ноутбуком, но, как бы то ни было, «Театръ» пережил то, о чем говорить перестанут нескоро. Мы попросили пришедших на концерт дать ему оценку, но получали лишь отрывистые, но искренние вердикты вроде «классно», «сильно», «мощно», «все, как нужно» и «впечатляет». Несмотря на все очевидные огрехи, растерянных, но все же довольных лиц в толпе возле выхода было больше, чем откровенно разочарованных. Улыбчивый бородатый парень признался, что дело не в том, кто стоит на сцене и чем занимается – вся суть в атмосфере, которая царит на таких концертах.

Оборона прорвана, через два месяца Москву ждет новая атака – концерт не менее весомого для жанра Carpenter Brut, а в ноябре – Gost в компании Dance With The Dead. Не будем утверждать, что эта музыка нуждается в особом понимании или подготовке, но время подумать о грядущих событиях лишним не будет.

Фото: vhp.photo

Текст: Анна Романюк

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ