Когда мне захотелось познакомиться с очередным доселе неизведанным жанром музыки, я столкнулся с одной небольшой проблемкой: обо всех жанрах написаны огромные статьи, где можно узнать о том, что для данного стиля характерно это, это и вот это, что на барабанах должна быть вот такой длины реверберация, а тексты надо писать только на вот эти темы, что у истоков жанра стоят такие-то группы, у которых потом оказывается дискография альбомов в двадцать, начиная с 60-х годов и заканчивая нынешними днями. В общем, так и хочется перейти от слов к делу, сказать «Хватит это терпеть!», послушать ТЕ САМЫЕ песни, которые являются классикой жанра и раскрывают всю его суть, и на этом уже вынести свой собственный приговор этому направлению. Именно для тех, кто не хочет тратить лишнее время на чтение абстрактных описаний и штудирование дискографий, и задумана серия статей Top-10. Что ж, от слов — к делу:
Традиционно принято считать родоночальниками южного рока группу Allman Brothers Band. Вообще, сама эта музыка, как вы догадались, зародилась в южных штатах Америки. Жанр впитал в себя элементы блюз-рока, кантри, психоделии и хард-рока, именно поэтому в рамках одного стиля встречаются такие разные группы: у одной группы прослеживается бОльшее влияние блюза, у другой перетягивает одеяло хард-рок, в третьей — психоделия чистой воды и так далее. Если эту теорему применить к творчеству ABB, то здесь, безусловно, блюз-рок ставится во главу угла, что, однако, не помешало группе стать одной из наиболее примечательных в пантеоне богов южного рока. Если вы когда-нибудь захотите посмотреть список «100 величайших гитаристов всех времен», то четверо в этом списке будут из числа бывших или нынешних участников ABB (Дики Беттс, Дуэйн Оллмэн, Уоррен Хэйнс, Дерек Тракс), что составляет абсолютный рекорд.
Что смог привнести в южный рок Джим Данди со своими BOA, так это хулиганистость и угар. Его характерный вокал настолько проникает в мозг, что забыть эту группу уже невозможно, а песни — сплошной цитатник пошлых анекдотов. Что помогло выйти южному року на самую вершину рок-н-ролла, так это то, что большинство музыкантов и групп ассоциировали себя с простыми трудягами, они производили впечатление ребят из соседнего двора своей непосредственностью, будто ты вчера встретил Джима в баре за углом, а сегодня он уже выступает на California Jam вместе с Black Sabbath и Deep Purple.
Для южного рока характерны инструментальные композиции, длинные развивающиеся гитарные соло, интересные бриджи между разными частями композиций, восходящие или нисходящие, как правило. В общем, плохим гитаристам там делать явно нечего. За композицию Jessica Оллмэны удостоились Грэмми, здесь гитарист Дики Беттс продемонстрировал на все сто процентов свое умение сочетать джазовую импровизацию с рок-н-роллом.
Хитросплетение жанров, джемовость, зачастую сложные аранжировки — отличительные черты раннего южного рока. Эта группа пускай и не была очень успешной коммерчески и творчество ее находится слегка в тени других групп, однако влияние неоспоримо. Чудаковатость ее бывшего лидера, ныне покойного Лоуэлла Джорджа, не знала границ, неспроста до LF Лоуэлл играл в группе Фрэнка Заппы, нормальные туда не попадают.
Lynyrd Skynyrd однозначно можно назвать самой известной группой в стиле southern rock, но тем не менее они тоже всегда производили впечатление простых ребят, не испорченных всем этим богемным образом жизни рок-звезд. Эта песня считается одним из самых больших их хитов, на самом деле посвящена погибшему Дуэйну Оллмэну из Allman Brothers Band.
Звезды южного рока 70-х крепко держались друг за друга, выступали вместе, предпочитали выпускаться на одних и тех же лейблах (Capricorn, например), записываться на одних и тех же студиях (Muscle Shoals, например), сотрудничать с одними и теми же продюсерами (Пол Хорнсби, например), нередко принимали участие друг у друга на записях и так далее. Не стоит удивляться, если вы услышите скрипку Чарли Дэниэлса на записях MTB, с той же вероятностью вы можете услышать гитару Тоя Колдвелла на записях Чарли Дэниэлса.
К концу 70-х южный рок стал утяжеляться, это прекрасно прослеживается в творчестве группы Blackfoot. К сожалению, эта группа многим знакома в основном потому, что в 80-х в ней пел Кен Хэнсли (Uriah Heep), выбросите эти два альбома на помойку и запомните: нет Рики Мэдлока — нет Блэкфута. В конце 70-х появилось несколько хард-роковых групп, которые хоть и не признавали изначально свою причастность к южному року, тем не менее к нему относились, например Molly Hatchet.
80-е стали не лучшим десятилетием в истории южного рока: диско, фанк, техно, глэм-рок, трэш-метал… Создавалось впечатление, что все лучшие группы из южных штатов просто растворились в этом всём. Lynyrd Skynyrd перестали существовать, Генри Пол, развалив The Outlaws, выпускал сольно какую-то ерунду, в Blackfoot пел Кен Хэнсли, Little Feat распались в связи со смертью Лоуэлла Джорджа в 1979-м, Allman Brothers распались, Чарли Дэниэлс выпускал кантри-альбомы и так далее. Но это была лишь передышка, в конце 80-х и начале 90-х все они буквально восстали из пепла, в связи с вновь возникшим интересом к этой музыке, появилось немало отличных групп. Самыми яркими я бы назвал, пожалуй, The Black Crowes, настолько мощно они выстрелили своим дебютником Shake Your Money Maker, в 91-м году они уже выступали на знаменитом фестивале «Monsters Of Rock» вместе в Pantera, Metallica и AC/DC, кстати, в том году концерт проводился на Тушинском поле в Москве, но это совсем другая история.
Начало 90-х ознаменовалось целой чередой триумфальных реюнионов, посудите сами: Lynyrd Skynyrd реорганизовались в новом составе, выпустили чудесный альбом в 1991 году, Allman Brothers наигрались в сольную карьеру, с вливанием в группу свежей крови в виде нового гитариста Уоррена Хэйнса, выпустили отличный альбом Seven Turns, Blackfoot выпустили работу After The Reign, Хьюи Томассон, воскресив The Outlaws, выпустил в 94-м альбом Diablo Canyon, который буквально порвал всё и вся, настолько мощной и целостной получилась пластинка.
Трудно представить сколько испытаний на своем пути пережила группа Lynyrd Skynyrd: первый альбом, записанный в 70-м году, не смог выйти, мастер-лента была испорчена, в связи с этим группа не могла долго подписать контракт, одна в 1973 им это все-таки удалось, заново записанная пластинка ворвалась в чарты, сделав их звездами. В 1977 году на самом пике популярности Lynyrd Skynyrd случилась авиакатастрофа, унесшая жизни фронтмена группы Ронни Ван Занта, третьего гитариста Стива Гейнса, его сестры и бэк-вокалистки Кэйси Гейнс, их роуд-менеджера Дина Килпатрика и обоих пилотов самолета. Остальные музыканты чудом выжили, но были сильно травмированы. Ни о каком дальнейшем продолжении карьеры LS не было и речи. К счастью, музыканты LS смогли поправиться и продолжить свою музыкальную деятельность. Уже в 1979-м году появилась группа Alias (увы, дальше одного альбома дело не пошло), появилась Rossington-Collins Band, Allen Collins Band, Gary Rossington Band, Artimus Pyle Band и т.д. Не то, чтоб это были очень успешные проекты, однако музыканты снова были в деле, не мудрено, что в конце 80-х Lynyrd Skynyrd снова воскресла, место покойного Ронни Ван Занта занял его брат Джонни Ван Зант (там вся семья такая, не удивляйтесь, трое братьев — Ронни, Донни и Джонни — были звездами южного рока сами по себе). Группа выдерживала удар за ударом: сначала Аллен Коллинс не смог принять участие в реюнионе по состоянию здоровья, во время реюнион-тура бас-гитарист Леон Уилксон был найден с порезанным горлом в туровом автобусе, но смог поправиться, в 2001-м году он умер от проблем с печенью и легкими, в 2009-м умер клавишник Билли Пауэлл. Тем не менее, группа по-прежнему still unbroken и ее дела пока идут лучше, чем у кого бы то ни было.
Домашнее задание:
Самостоятельно ознакомиться с альбомами Pure Prairie League — Two Lane Highway, Blackfoot — No Reservations и Marauder, Lynyrd Skynyrd — 1991, Molly Hatchet — Molly Hatchet, The Outlaws The Outlaws и Ghost Riders, Charlie Daniels Band — Fire on the Mountain, Blackberry Smoke — Little Piece Of Dixie, New Riders Of The Purple Sage — The Adventures of Panama Red.