«Там на Ямайке…»: музыкальная разведка в историю ямайской музыки

12 января 2015, 12:00

По понедельникам мы отправляемся путешествовать по разным странам, останавливая свой взор и слух на музыке. Сегодня приглашаем Вас отправиться на Ямайку.

С детства у нас складываются о странах какие-то свои представления, предубеждения, даже «байки», с возрастом, они обрастают историями знакомых, которым там удалось побывать, всё прочитанное, увиденное и мельком услышанное тоже попадает в ту «папку знаний».

Ямайка… Несколько лет назад, была популярна песня «Ямайка» группы Динамит. Услышав которую, у многих могло сложиться мнение, что это страна, где лишь красные майки, пляжи и растаманы.

1-9DKgwVZtheY

Возможно, что-то в этом и есть, однако Ямайка это не просто, остров где дозволено многое, но и страна с богатой музыкальной культурой. Обращаясь к ней, невольно задаёшься вопросом: что же появилось в мире музыки, раньше ска или регги?

В 1950-х на Ямайке возник феномен, который назвали «ямайской звуковой системой». Население острова, жившее в бедности, не могло позволить себе иметь проигрыватель. Однако местные жители собственноручно конструировали мощные звуковые системы, состоявшие из проигрывателя и усилительной аппаратуры. Они помещали получившуюся установку на тележку, и возили её по городам и небольшим поселениям, устраивая импровизированные дискотеки на площадях и улицах.

1-2015-01-06

Более известные владельцы «звуковых систем» стали создавать частные музыкальные студии, в которых записывались местные артисты. Собственно с этого времени ямайская музыкальная индустрия, центром которой оказалась столица страны — Кингстон, получила своё развитие.

Первые пластинки, выпущенные на Ямайке, были записями местных звезд ритм-н-блюза: Деррика Моргана, Оуэна Грэя , Джеки Эдвардса. Сумев приспособить ритм-н-блюз к основам карибской ритмики, музыканты Ямайки смогли получить новый стиль.

Этому направлению, получившему название ska (один из основоположников стиля Prince Buster), присуще акцентирование слабых долей, которое позже перешло и в регги. Мелодическую линию вела главным образом духовая секция. Наибольшую популярность приобрели коллективы: ‘Ska Kings’ и ‘Soul Vendors’.

Распространение также получили и отдельные певцы, выступавшие при поддержке инструментальных коллективов Джимми Клифф, Стрэйнджер Коул. В середине 1960-х несколько записей со «Skatalites» сделал и Боб Марли.

Во второй половине 1960-х соединение ска и музыкой соул (soul) дало новый стиль рокстеди (rock steady), который и является предшественником регги. В нём проявились все основные черты регги, за исключением того, что он был быстрее по темпу. Основной аудиторией стиля рокстеди была бедная молодежь городских кварталов. Есть легенда, что лето 1966 года было слишком жарким, и посетители танцплощадок не могли танцевать быстро, как этого требовало ска. Главным же отличием рокстеди от ска стали тексты. Они воспевали нравственные ценности (любовь, дружбу, труд) на понятном простом людям языке. Эта нравоучительность была позднее унаследована и в регги. В конце 1960-х исполнители рокстеди стали посещать с гастрольными турами Англию где, особенно в портовых городах, была сильна ямайская диаспора.

Кстати, интересным примером служит песня «Битлз» Об-Ла-Ди Об-Ла-Да, 1968 года которая представляет собой вольную имитацию рокстеди.

С возникновением субкультуры скинхедов ритмы рокстеди проникли и в скинхед-регги. Ярчайшим представителем этого направления ямайской музыки и в настоящее время является Lauren Atkins и группа ‘Bad Manners’.

В 70-х годах темп рокстеди стал более неспешным, в звучании главную роль приобрела электрогитара. Так постепенно оформился стиль, который получил название регги. На первый план вышла группа Боба Марли «The Wailers», сам стиль стал общемировым культурным феноменом, а Боб Марли — символом этого явления. Элементы регги проникают в различные музыкальные стили, а его ритмика привлекает множество слушателей и музыкантов.

 

Автор: Филипп Елецкий

Фото: Hulton Archive/ Getty Images

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ