Ревущие двадцатые

13 ноября 2014, 12:14

1920е годы, вошедшие в историю как «Ревущие двадцатые», ознаменовались эпохой джаза.

1920е годы до сих пор остаются для нас некой загадкой, «проблема» данной эпохи в том, что известно о ней не так уж много, многие факты спорные, и доподлинную информацию во всех подробностях узнать почти невозможно. Но одно мы знаем наверняка: это была эпоха модерна, смены жизни и образа мыслей населения, только что вышедшего из Первой Мировой Войны. То было время экспериментов, новаторства, поиска новых путей и возможностей, в архитектуре, литературе, кино и, конечно же, музыке. 1920-е ознаменовались «эпохой джаза», такой свободный, построенный на импровизации стиль, полностью вписался в сложившуюся атмосферу некоего бунтовства.

Джаз начал свое распространение с южных штатов США, «роддомом» первого джазового стиля «диксиленда» считается Новый Орлеан, однако полностью сформировался он в городах северо-востока, большей частью в Чикаго. Назван стиль в честь «Линии Дикси», (не сети продуктовых магазинов, как можно иронично пошутить) так обозначалась условная граница, разделявшая южные, рабовладельческие, и северные, свободные, штаты США, в период до гражданской войны. Дикселенд, прежде всего, родоначальник ритм-секции, в новоорлеанском варианте это были банджо и барабан, в чикагском добавились контрабас и рояль, а на замену банджо иногда приходила гитара. Остальные инструменты, разумеется, раз уж мы говорим о джазе, были духовые: труба, тромбон, кларнет, саксофон, в ранних вариантах — туба. При исполнительском стиле характерным считается сложное переплетение отдельных голосов в коллективную импровизацию всех участников джаз бэнда.

3

Джонни Доддс — одно из самых знаковых имен среди музыкантов раннего джаза. Его игру отличало мягкое, отчасти блюзовое звучание, так же он один из основоположников игры на кларнете в традиционном джазе, его творчество оказало значительное влияние на последующие поколения джазовых кларнетистов. Карьера Доддса началась в Новом Орлеане, после своего обучения у Лоренцо Тио, он играл в разных небольших джазовых оркестрах. В 1920м Доддс переехал в Чикаго ради участия в оркестре Джозефа Оливера, спустя четыре года коллектив распался, но карьере музыканта это пошло только на пользу. Он стал участвовать в различных ансамблях, таких как «Горячая Семерка» Луи Армстронга и «Горячие Красные Перцы» Джелли Ролла Мортона, и постепенно стал набирать все большую популярность. Дискография Джонни Доддса включает в себя несколько десятков альбомов, все из которых записаны по второй половине 1920х.

Джелли Ролл Мортон (настоящее имя Фердинанд Ла Мант) был одним из выдающихся американских пианистов и композиторов. Уже с пяти лет музыкант начал осваивать губную гармошку и гитару, впоследствии взялся за изучение скрипки, пианино, тромбона и ударной установки. Покорение различных музыкальных инструментов удавалось Мортону без особых сложностей, он умудрялся выдавать виртуозные партии игры на чем угодно уже через несколько месяцев после начала изучения. Первый успех пришел к Джелли Роллу в начале 1920х годов, в Чикаго. В 1922м году он впервые записал свою игру на ролики для механического фортепиано, а в 1923м на грампластинки. С середины 20х годов Мортон руководил ансамблем «Red Hot Peppers», к этому времени он уже стал одним из лучших джазовых музыкантов страны.

Сидней Беше — для классического джаза фигура нетипичная, в отличие от большинства своих коллег «коллективистов», Беше был одиночкой. Музыкант вел кочевую, безалаберную и сумасбродную жизнь, часто менял ансамбли и много путешествовал по миру, в результате чего его творчество исследовано очень абстрактно.

В начале двадцатых годов Беше наткнулся на редкий, для тех времен, инструмент — сопрано-саксофон. Музыканту понравилось его необычное звучание, напоминавшее что-то среднее между альт-саксофоном и кларнетом, в итоге инструмент стал самым ходовым в творчестве Беше, и, если можно так сказать, принес ему популярность.

В середине двадцатых Сидней выпустил несколько пластинок с, тогда еще находившимся на стадии творческого становления, Луи Армстронгом.

В 1924м Беше был признан лучшим исполнителем на духовых инструментах, и стал звездой первой величины в американском джазе. Дюк Эллингтон (пианист, композитор, обладатель Пулитцеровской премии) считал Беше «одним из самых величайших музыкантов, символом джаза».

«Каков бы ни был стиль джазового музыканта, он не сыграет и 32 тактов, не отдав музыкальной дани Луи Армстронгу. Все сделал Луи, и сделал первым» — Джин Крупа

Луи Армстронг — наиболее одаренный и искусный из всех импровизаторов джаза, рос в бедной, неблагополучной семье, где к нему не проявляли практически никакого внимания, он даже не знал точную дату своего рождения и выбрал ее наугад — 4 июля 1900 (день независимости США). В тринадцатилетнем возрасте Луи попал в исправительный дом, там он освоил свои первые музыкальные инструменты — альтгорн и корнет. По возвращению домой Армстронг стал играть в барах с любительскими ансамблями и параллельно продолжал изучать новые инструменты в компании нью-орлеанских музыкантов.

В 1922м году музыкант переехал в Чикаго, по приглашению Кинга Оливера, предложившего Луи присоединиться к своему оркестру «Creole Jazz Band», считавшегося в то время самым ярким джазовым составом. Участие в этом ансамбле стало отправной точкой для молодого Армстронга, с этого момента его творческая карьера росла только вверх, не прерывая свое движение до самой смерти музыканта, а может быть и дольше.

«Если кого-нибудь и следует назвать Господин Джаз, так это Луи Армстронга, — говорил Дюк Эллингтон — Он был и навсегда останется эпитомией джаза»

Тем временем, в Советской России только делала первые шаги к освоению джаза в лице поэта, переводчика и танцора Валентина Парнаха. Вернувшись в 1922 м году из Парижа в СССР и вдохновившись местной музыкой, Парнах создает оркестр, с кажущимся на слух современного читателя немного нелепым названием «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха»

Вскоре идею о новой музыке подхватил советский дирижер Александр Цфасман, его оркестр «АМА-джаз» является первым профессиональным составом, исполнившим джазовую музыку на волнах советского радио и записавшим грампластинку.

Текст: Любовь Бит

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ