Регги в прозе от автора растаманских сказок

17 февраля 2015, 12:02

В далеком 1995 году стартовал проект Дмитрия Гайдука, знакомого слушателям прежде всего как основоположника «регги в прозе», представляющего собой псевдосказочные сюжеты, зачастую записанные под характерный этому направлению ритм, несомненно, любимый еще со времен Боба Марли. Характерна им и присущая регги атмосфера спокойствия, умиротворения и напускной гармонии. Отлична лишь попытка автора привязать свои сказания к некоему сюжету. Именовался этот проект «Растаманскими народными сказками».

При прослушивании или даже чтении (Гайдук также выпускал печатные сборники) этого своеобразного «регги в прозе» возникает мысль либо о недостаточности интеллекта для восприятия подобных литературных изысков, либо о подозрительно «воздушном» состоянии их автора.

«Не судите, да не судимы будете». Судить не будем, а вот поразмышлять над результатом деятельности Дмитрия, пожалуй, можем. Тем более, что сам «коллекционер, аранжировщик и исполнитель» согласился дать небольшое интервью интернет-журналу «365».

На первый вопрос, как появилась идея создания сказок, Дмитрий ответил следующее: «Слушал, что люди рассказывают. Запоминал, пересказывал. Потом стал это буквами записывать», — выступать же он начал случайно – «На фестивале «Культ Модерна» в Харькове организатор попросил меня оживить литературный салон, который был в программе фестиваля. Я вышел на сцену, рассказал про киндер-сюрприз и, кажется, про войну. Публика была в шоке». К слову, упоминаемая сказка «Киндер-сюрприз», написанная от первого лица, как и большинство других работ, повествует о похождениях главного героя по одному автору видимым мирам. Сюжетную линию, к несчастью, вычленить так и не удалось. Так что, как знать, может, публика была и не в шоке, а просто пыталась осознать идею, смысл и, собственно, цель сего повествования.

Дмитрий Гайдук: «Я не сочинитель. Я коллекционер, аранжировщик и исполнитель»

Собственных историй, основанных на личном опыте, у Гайдука не так много: «Я не сочинитель. Я коллекционер, аранжировщик и исполнитель. Собираю всякий фольклор, редактирую его и пересказываю, вот и всё. А историй от начала до конца мною сочинённых у меня не больше десятка. То есть всякое там «вдохновение» и «идеи для сказок» — это не ко мне. Я просто ловлю интересные истории, обрабатываю и запускаю дальше… «Растаманские народные сказки» сделаны на базе фольклора СНГовских неформалов (не обязательно растаманов). «Сказки народов мира» — чисто книжный проект, пересказ историй из разных сборников народных сказок. «Индостанские сказки» — частично из сборников индийских сказок, частично из рассказов туристов и местных жителей. И, наконец, «Индийский покойник» — из английского пересказа «Двадцати пяти рассказов веталы» Сомадевы, а, скорее всего, даже не Сомадевы, а одноимённого телесериала по мотивам этой книги… Читать и слушать много приходится. Но это для меня естественно, читать и слушать. Привычное дело».

Но коллекционированию сказок способствует не только фольклор. В группе Дмитрия в социальной сети Вконтакте с его слов записано следующее: «Для создания текстов используются не только фольклорные сюжеты, но также личные отчёты о похождениях во время интоксикации каннабиноидами и наиболее яркие образцы индивидуального и коллективного бреда, возникшего под воздействием препаратов конопли».

Осуждать или поддерживать такой подход – дело каждого. Но, как бы то ни было, он явно дает свои плоды – почитателей у Гайдука предостаточно, о чем свидетельствует популярность его «сказочных вечеров» и концертов не только в России, но и за рубежом (осенью 2013 года Дмитрий выступал в Израиле).

«…наиболее яркие образцы индивидуального и коллективного бреда»

В целом, творчество Дмитрия можно охарактеризовать как многогранно-однообразное. Помимо сказок он также пишет пьесы и «публицистические статьи». Если в пьесах, хоть и довольно монотонных, некоторый читатель может найти смысл или даже удовольствие, то «публицистические статьи», как и большинство сказок, пресыщены обсценной лексикой и жесткой критикой общественных слоев, не соответствующих «воздушным» идеалам Гайдука: «…толкутся журналюги, рекламисты, рок-музыканты, интернетчики, телевизионщики, писатели, пенсионеры и прочая мелкая шваль…» («В ожидании дозы» 1997 г.). Сюжетный и смысловой ряды в принципе остаются неизменными от произведения к произведению.

Напоследок, дабы понять, в чем же посыл этих работ, в частности, сказок, хотелось задать Гайдуку вопрос: что бы он пожелал, сказал человеку, своему слушателю, читателю?

«Люди все разные, каждому человеку нужно что-то своё», — ответил Дмитрий. А ведь и правда. Каждому нужно свое. И то, что дает миру Дмитрий Гайдук, определенно, кому-то пригодится и ни за что не останется без отклика.

Текст: Наталия Белова

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ