«Пилите, Шура, пилите!»

18 марта 2015, 19:30

Так сложилось, что предками большинства музыкальных инструментов были обычные предметы обихода. Новое амплуа таких вещей обычно открывалось тогда, когда человек замечал и начинал «приручать» сопровождающие рабочий процесс звуки. Со временем инструменты совершенствовались, и, бывает, что теперь в них уже не угадываются никакие «бытовые» черты. Но есть среди них и очень необычные исключения, в ходе «эволюции» практически не изменившиеся. И именно к таким инструментам широкого профиля относится ПИЛА.

Конечно, она отличается от строительной материалом (обычно используют специальную сталь) и тупыми зубцами (что вполне оправдано еще и соображениями безопасности). Изначально музыкальная пила считалась народным и «несерьезным» инструментом. Но, на самом деле, она, как будто нарочно соответствуя своему звучанию, напоминающему женский голос, ведет себя очень требовательно. Даже процесс игры на ней тянет на отдельный театральный номер. Поэтому и используют ее только самые смелые и оригинальные артисты.

Например, пила идеально вписывается и в сценический образ и в само музыкальное полотно англичан The Tiger Lillies. Музыканты больше похожи на видавших лучшие годы цирковых артистов, они специализируются на черном юморе, откровенном фарсе и «кабарешной» эксцентрике, как нельзя точно дополняют атмосферу своих выступлений завываниями пилы.

Другой случай, когда пила пришлась кстати – это американская райот-фолк группа Blackbird Raum. Начнем с того, что все остальные их инструменты выглядят тоже не совсем типично, ведь изначально группа и вовсе была уличной. Но учитывая тексты песен, критикующие современный мировой порядок, и идеи, которых придерживаются сами музыканты, по-другому и быть не могло.

Другую «сторону» пилы, а именно минорно-кабацкие нотки в сочетании с настоящим аристократизмом, не раз использовал в своих треках знающий толк в тревожно-хмельной лирике Том Уэйтс.

Кстати, среди многочисленных каверов на живого классика Тома Уэйтса также есть один любопытный, сыгранный на укулеле и… правильно, поющей пиле.

И раз уж речь зашла о музыкальных «небожителях», то даже сам Дэвид Гилмор, гитарист легендарных Pink Floyd, не отрицает своей любви к музыкальной пиле.

Среди музыкантов-пильщиков, конечно же, есть свои мэтры. Сегодня одной из самых влиятельных фигур жанра является Наталья Паруз. Она начинала как уличный музыкант и в итоге стала основательницей ежегодного фестиваля «Musical Saw Festival», проходящего в Нью-Йорке, авторитетным музыкальным журналистом и судьей самых престижных музыкальных конкурсов. Теперь ее приглашают играть в Карнеги Холл и Мэддисон-Сквер-Гарден, а кинорежиссеры записываются к ней в очередь за саундтреками (в послужном списке Натальи Можно найти такие фильмы, как «Манекен» и «Продавец мертвых»).

Как вы уже могли догадаться, особенно полюбилась за свой артистизм пила киношникам. Один из самых известных примеров – это пила в саундтреке экранизации одноименной книги Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Вряд ли какой-то другой инструмент смог бы передать нервозность и «неровность» атмосферы, в которую буквально топит зрителя фильм.

Иногда композиторы, пишущие музыку для фильмов, берут на вооружение наработанные для саундтреков приемы и становятся успешными музыкантами и вне киноиндустрии. Так поступил Сакита Хадзимэ, выпустивший уже несколько альбомов «пильной» музыки в сочетании с классическими инструментами. В его руках пила звучит непривычно камерно, и если не наблюдать за исполнением в живую, то и вовсе не всегда понимаешь, какой это инструмент. Но именно этот контраст – главная его «фишка».

И закончить наш ликбез мы хотим подборкой каверов на известные композиции. Таких настроений в знакомых треках до этого вы точно не слышали.

 

Текст: Анна Романюк

Фото: goh.ru, 24warez.ru

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ