Много ли вы знаете девушек, профессионально играющих на электрогитаре? В 2003 году журнал «The Rolling Stone» опубликовал составленный редакцией список 100 величайших гитаристов всех времен. В нём значились две девушки-гитаристки — Джони Митчелл и Джоан Джетт. Меломаны также добавят к ним несравненную королеву электрогитары Дженнифер Баттен, которая придавала и без того сногсшибательным шоу Майкла Джексона непревзойденный шик.
Майк Джексон и Дженнифер Баттен
Но все эти имена связаны с поп и рок-музыкой. А как обстоят дела в академической среде? Как выяснилось таких примеров совсем немного. Когорту прекрасных исполнительниц современной академической музыки на электрогитаре (да, вы не ошиблись) пополнила Анастасия Думма. Эта хрупкая девушка из Петербурга лихо сумеет укротить нрав любого «Gibson».
Анастасия закончила знаменитый американский музыкальный колледж Беркли, расположившегося в Бостоне. Это учебное заведение имеет славные традиции и огромную армию выпускников, ставших звёздами мирового масштаба. Из стен Беркли вышли такие музыканты, как вибрафонист Гэри Бертон, Куинси Джонс, пианистка Тошико Акийоши, певица Дайана Кролл, саксофонист Брэнфорд Марсалис. Продолжать перечисление можно бесконечно. Легче сказать, кто не учился в Беркли. Русские тоже оставили свой след в истории этого американского святилища искусств. К примеру, саксофонист Игорь Бутман.
Анастасия Думма
Музыкальные интересы Анастасии весьма разнообразны, но особое место в её вселенной занимает авангард. Сочинения Штокхаузена, Берио, Губайдуллиной составляют её родную звуковую среду. Своей любовью гитаристка старается поделиться и с окружающим миром – она ведёт авторскую программу “Microcosm”о современной академической музыке на местном радио (Berklee Internet Radio Network). На волне интереса к этому сложному и необычному искусству Анастасия вместе с композитором Ольгой Карасёвой, которая, кстати, тоже выходец из России и в этом году заканчивает Бэркли, создали ансамбль под названием Cloud Ludum.
Стиль, в котором играют музыканты, называется «третье направление» и условно представляет собой сплав современной академической музыки, джаза и свободной импровизации.
В интервью журналу «365» Анастасия рассказала о своей учёбе в Беркли.
Почему из всех музыкальных учебных заведений мира ты выбрала именно Беркли?
Идея поступления в Беркли возникла совершенно спонтанно. Я много слышала об этом музыкальном колледже от знакомых, которые не побоялись уехать в США. Однажды представители Беркли приехали в мой родной Санкт-Петербург и устроили прослушивание, после которого меня приняли и даже дали небольшую стипендию.
Анастасия, расскажи, много ли русских сейчас обучается в Беркли?
Точной статистики у нас нет. Но могу сказать, что примерно 30-40 человек, владеющих русским языком, учатся сейчас в колледже. У нас есть клуб: Russian-speaking club of Berklee College of Musiс, в котором мы стараемся помогать первокурсникам освоиться со здешними условиями и объединять тех людей, которые оказались далеко от своей родины. Однако надо отметить, что в русском менталитете есть характерная черта: мы не очень дружны по природе, мы не склонны к коллективности. Понятно, что у всех есть друзья и среди русских и среди местного населения, но именно какой-то сплочённости не наблюдается.
Какой народ, на твой взгляд самый дружный?
Корейцы. Они очень друг друга поддерживают. Если это концерт, где выступают их земляки, то набирается полный зал корейцев с детьми, а в руках у всех цветы. Всё радостно и по-семейному.
Я вспомнила, что южнокорейский исполнитель Сай (PSY), породивший целую волну интернет-мемов своим привязчивым хитом Gangnam Style, тоже студент Беркли?
На самом деле, он проучился здесь всего один семестр. В традиции Беркли есть такая особенность: неважно, сколько ты занимался здесь, если ты ходил по этим коридорам и играл в этих стенах свою музыку, то ты всё равно являешься выпускником колледжа. Они не делают разницы между неполным образованием и полным с дипломом. Студенты колледжа по поводу Сая испытывают смешанные чувства. С одной стороны, мы гордимся тем, что он завоевал такую популярность, но, с другой стороны, нам бы хотелось, чтобы люди обращали внимание и на других выпускников Беркли.
Эпатажный Psy
Как в США относятся к профессии «музыкант», в смысле исполнитель академического толка?
Здесь есть важная особенность. В США ко всем профессиям без исключения относятся с уважением, так как они все нужны и важны для общества. Преподаватель музыки в колледже и в университете – это очень уважаемая и финансово благополучная должность. Те, кто занимаются с детьми, тоже могут вполне спокойно существовать.
В сознании многих людей конгломерат девушки и электрогитары представляется чем-то несовместимым, нереальным. Родители, следуя стереотипам, отдают своих дочерей учиться на фортепиано, скрипку или виолончель. Как ты поняла, что электрогитара — это «твой» инструмент?
Я окончила музыкальную школу по классу гитары, а уже лет в 17-18 я начала активно познавать возможности электрогитары. Во время моей учёбы в институте я продолжала совершенствоваться, занималась с частными педагогами. После же окончания ВУЗа у меня, наконец, появилось время сконцентрироваться целиком и полностью на этом инструменте.
Кто из виртуозов электрогитары оказал на тебя особенное воздействие?
Тут я должна сразу оговориться: я не очень «гитаристичный гитарист» (смеётся). Моя техника игры, выбор музыкальных произведений несколько далёки от привычных, традиционных и характерных представлений для гитарной школы. Наверное, наибольшее влияние на меня оказал американский джазовый гитарист, композитор и аранжировщик Джимм Холл. Из классических гитаристов мне всегда импонировала фигура британца Джулиана Брима. Однако в целом я увлекаюсь не гитарным репертуаром, а современной академической музыкой. Например, сейчас я чувствую, что сильное влияние на меня оказывает творчество Софии Губайдуллиной и Карла Хайнца Штокхаузена. Они не писали для электрогитары, но я стараюсь переосмыслить их произведения и их новации применить в своём творчестве.
Софья Губайдулина — российский композитор, автор более 100 симфонических произведений, сочинений для солистов, хора и оркестра, инструментальных ансамблей, музыки для театра, кино и мультфильмов.
Я знаю, что Софья Губайдулина вообще является твоим любимым композитором. Расскажи, пожалуйста, что ты для себя нашла в этой музыке, чем она тебя так привлекает?
Музыка Губайдуллиной для меня начинается с тембровой картины, состава инструментов, с фактуры. В её произведениях меня особенно увлекает игра атональности. Что же касается сложности этой музыки, то я верю, что любую музыку можно воспринимать на разных уровнях совершенно легко. На чисто эмоциональном уровне, не вдаваясь в теоретические аспекты.
Чувствуешь ли ты разницу в восприятии авангардной музыки в России и за рубежом?
Мне кажется, что в США отношение к этому искусству более уважительное, нежели в России. Люди, которые далеки от авангардной музыки, они ценят исполнителя как артиста, стремятся найти в твоём выступлении что-то интересное. Ну, такое вот искусство, что тут поделаешь. Они не отказывают ему в праве на существование. В России же восприятие такой музыки у большей части людей – негативное.
Ансамбль Cloud Ludum
Есть мнение, что авангард второй половины XX века убил музыку, уничтожил в ней чувство прекрасного. Ты согласна с этим?
Я об этом много думаю. То, что искусство освободилось от необходимости быть прекрасным, — это хорошо до той поры, пока у музыки есть свобода. Это не абсолютный уход от красоты, от любования эстетичным, нет. Это просто освобождение. Необходимо, чтобы существовала разная музыка, ведь все люди тоже разные, одним нравится авангард, а другим – Мадонна.
Каковы творческие планы у вашего ансамбля?
Самое большое дело для нас сейчас – это запись нашего альбома, выход которого намечен на конец 2013 года. В треклист войдут произведения Ольги Карасёвой: сюита «Centrifugal Force», где авторский материал чередуется со свободной импровизацией, композиция «Лес». Также будут Штокхаузен, Лео Брауэр и Арво Пярт.
Журнал «365» желает удачи ансамблю Cloud Ludum и ждет выпуска нового альбома!
Фото — с официального сайта ансамбля Cloud Ludum