Мортон Фельдман: нежные звучности

19 апреля 2015, 13:21

19-го апреля во «Флаконе» состоится исполнение Three Voices, сочинения американского авангардиста Мортона Фельдмана. Несмотря на то, что музыка Фельдмана в хорошем смысле доступна и не требует от слушателя особенной подготовки, в России ее исполняют крайне редко. Мы решили вспомнить, что композитор сделал для искусства.

 

 

Фельдман, потомок украинских евреев, создал собственную идентичность, собственную музыкальную матрицу. Его творчество — попытка возведения персонального, никому не доступного американского пространства. С ранних лет учителя делали упор не на исполнительскую технику Фельдмана, а на его музыкальность – результатом стала его в известном смысле наплевательское отношение к исполнителям. Некоторые его произведения исполнить невозможно и существовать они могут только в теоретическом пространстве воображения. Фельдмана завораживала импровизация до такой степени, что он зачастую отменял фиксированное время исполнения. «Второй струнный квартет» может длиться вплоть до шести часов без перерыва, что делает его внестудийное исполнение (и прослушивание!) чрезвычайно трудоемким.

Фельдман тяготеет к перфомансу, абстрактности и чувственности (среди его знакомых были художники Поллок, Ротко, Де Кунинг – уж те-то знали толк в абстракции и экспрессии). Совместно с драматургом Сэмюэлем Беккетом, который тоже ненавидел оперу, Фельдман написал отравленную «валентинку» этому недостойному искусству – Neither, 50-минутное сочинение для солиста и камерного оркестра, анти-оперу.

Названия его произведений не блещут оригинальностью, зачастую это либо лишь имена задействованных инструментов, либо посвящения («Два фортепиано», «Сэмюэлю Беккету»).

 

Зато уникальны сами произведения: музыка Фельдмана – это повторы с небольшими вариациями, неожиданные паузы, коверкающие слух диссонансы, аритмия, возникающая спонтанно, непосредственно при исполнении. Это тихая музыка с небольшими, практически незаметными для уха изменениями в звуковом диапазоне, почти статичная музыка, чем-то близкая к архитектуре.

В определенный период творчества Фельдман, дабы разрешить исполнителю полную свободу, вообще не пользовался нотами, а вместо них изобрел графическую нотацию: прямоугольниками в трех положениях он отображал относительную позицию звука, нижнюю, среднюю или высокую, а внутри прямоугольников обозначал нотами и цифрами число звуков и их продолжительность.

 

Образец графической нотации Фельдмана

Образец графической нотации Фельдмана

Жизнь Фельдмана сложилась иначе, чем судьба многих его друзей. Ротко убил себя, Поллок погиб в автокатастрофе, а Фельдман умер в достатке, будучи университетским преподавателем. Он никогда не стал академичным в сухом смысле этого слова и даже как-то сказал: «Люди, которых вы считаете консервативными, могли быть действительно радикальными». Действительно, за маской университетского твида прятался могучий в своей тишине и дерзкий в своей статике голос американского авангарда.

Текст: Михаил Захаров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ