Когда джаз в крови…

13 октября 2014, 23:31

Этот человек — один из лучших джазовых контрабасистов. Особенная манера исполнения, потрясающая техника и динамичный свинг – то, что делает его музыку неповторимой. Его зовут Рэй Браун. Сегодня этому прекрасному музыканту исполнилось бы 88 лет.

Его история началась в Питтсбурге, 13 октября 1926 года. Его первым инструментом было фортепиано, уроки которого Рэй Браун стал брать с восьми лет. Отец Рэя поощрял занятия музыкой и хотел, чтобы мальчик стал известным пианистом. Но судьба сложилась иначе и, в конце концов, мальчик начал играть на контрабасе.

Рэй Браун в детстве

Рэй Браун в детстве

К 20 годам Браун уже имел опыт работы в профессиональных джаз-бэндах и решился отправиться в Нью-Йорк. Там его приняли в оркестр Диззи Гиллеспи – уже известного на то момент джазизста. В течение трех лет Рэй выступал у Диззи, а затем в его жизнь пришла любовь: он встретил молодую певицу Эллу Фицджеральд. Они были молоды, талантливы и страстно любили джаз. Музыкант женился и оставил оркестр. Вплоть до 1952 года Рэй ездил вместе с Эллой, выступая в качестве музыкального директора и аккомпанируя ей. Брак Брауна и Фицджеральд продлился всего 4 года. Оба обладали талантом и хотели развиваться. Выбирая между личной жизнью и музыкой, они выбрали музыку.
charlie-mingus-75 Еще в 1949 году Рэй Браун встретил Оскара Питерсона, джазового пианиста, с которым впервые сыграл в том же году на Jazz at the Philharmonic concert, а с 1951 года началась совместная работа, которая продолжалась 15 лет. В это время Рэй много гастролирует, работает с различными коллективами и его популярность растет. Более десяти лет он возглавлял списки популярности джазовых контрабасистов. В 1966 году Браун переехал в Лос-Анджелес. Это вызвало настоящую панику среди живущих там басистов, решивших, что Рэй отнимет у них всю студийную работу. В это время он и правда много записывался, но вовсе не собирался оставлять без работы коллег по цеху. Он также выступал в качестве продюсера и менеджера, открыв немало новых талантов. Лос-Анджелесские музыканта поняли, что обрели не конкурента, а учителя и друга в лице профессионального контрабасиста и прекрасного человека – Рэя Бруна. Вот что говорил о нём один из джазовых исполнителей того времени, Дон Томпсон:

«Он играет настолько совершенные ноты, как будто бы сидел всю ночь, устанавливая пальцы в наилучшие позиции для игры. Он — Бах среди басистов».
BennyGreen_w_Ray_Bags_McBride_1994_MontereyВ течение своей долгой карьеры Рэй Браун записывался со многими известными музыкантами, руководил лучшими джазовыми фестивалями. В 90-ых он создает свой всемирно известный проект Some of My Best Friends Are, в котором играет с самыми именитыми представителями старого и нового джаза. Музыкальную деятельность Рэй Браун не прекращал до последнего дня своей жизни.
ray-brown-chaless-mingus-abstractОн умер во сне 2 июля 2002 года, по дороге на выступление. В соответствии с его инструкциями на случай смерти, на похоронах была организована вечеринка — джем-сейшн продолжался весь вечер. Такое распоряжение совсем не удивило близких Брауна, ведь это был человек-праздник, всегда улыбчивый и добродушный. Таким его и запомнили. Талантливым, музыкальным, светлым. По версии DDD Рэй Браун занимает 4 место среди лучших джазовых музыкантов стиля хард-боп, 7 место среди лучшых джазовых басистов, его совместный с Дюком Эллингтоном альбом This One’s For Blanton занимает 106 место среди лучших джазовых альбомов. Его песня Gravy Waltz в 1963 году была удостоена Грэмми как лучшая джазовая композиция, и дважды (1990, 1991) Рэй Браун в составе трио Оскара Питерсона был лауреатом премии в номинации «лучшее джазовое выступление».
ray-brown-laurindo-almeida-1981-bP.S. Из книги Джазовые портреты Харуки Мураками:

«В игре Рэя Брауна нет лишних хитростей. Он играет просто, по-деловому. Демонстрируя мастерские соло, вызывающие возгласы восхищения, Рэй Браун никогда не выставляет целиком весь арсенал коронных «штучек». Своей невозмутимостью он напоминает искусного собеседника, временами вставляющего в светскую беседу острое словцо. Рэй Браун четко знает, что главная цель контрабасиста — задавать ритм, указывая тем самым другим исполнителям на их место в музыкальном процессе. Все остальные «штучки» — всего лишь «скромный десерт», подавать который ему доставляет большое удовольствие. Слушая Рэя Брауна, чувствуешь, как рождается джаз, и к горлу подкатывает комок. В этом и заключается величие музыканта».

Текст: Юлия Тележкина

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ