365mag решил заглянуть в замочную скважину мира музыкальной индустрии, чтобы увидеть ее с новой стороны. Не пройди мимо, читатель, ведь тебя ждет серия интервью с людьми, чья жизнь напрямую связана с музыкой. Мы беседовали с Яной Хурумовой, прекрасной арфисткой, которая создала собственный проект Arfasound, и узнали, как арфа стала трендом.
Приятным субботним вечером мы сидели в ресторане Трамплин на Воробьевых, и Яна подробно рассказывала о своем проекте, о себе и о своей любви к музыке.
Яна, Вы человек музыкальный и творческий, и в то же время Вас можно назвать предпринимателем, как так сложилось?
У меня два образования: первое-классическое, это Московская Консерватория, а второе – я закончила Государственный Университет Управления, училась на продюсера. Но, кроме всего прочего, когда я была маленькая, мои родители всегда говорили, что в меня вкладываются сумасшедшие деньги, и они, конечно же, хотят увидеть меня на сцене играющей, а не сидящей в оркестре, то есть я должна была стать кем-то.
В одном из интервью Николай Цискаридзе рассказывал о своих родителях, о том, что, когда он был маленький, его мама сказала, что если он вырастет и будет стоять в последнем ряду неподвижно и не будет примой (как в балете прима балерина), то она ему этого не простит. На меня это произвело настолько сильно впечатление, что я подумала: почему я должна сидеть одной из ста в оркестре? Ведь могу стать лучшей, стать первой, и сделать так, чтобы про арфу узнали люди, про коллектив узнали люди.
Когда все начиналось, был бизнес-план и продуманность до мелочей или скорее голый энтузиазм и обучение на своих собственных ошибках?
Все начиналось давно, еще со школы. Когда мне исполнилось восемнадцать, родители сказали: «Если тебе нужны деньги, иди и работай». Поэтому, естественно, ни в 13, ни в 14, ни в 15 никакого бизнес плана не было. Все происходило по наитию, методом проб и ошибок. Это были очень серьезные наказания, когда ты вкладываешь деньги, а нет отдачи, и ты теряешь вложенные средства. Когда ты набираешь команду, а она не оправдывает себя, и тоже что-то не получается.
Сейчас да, конечно, особенно после окончания университета, ты понимаешь, что все должно быть правильно. Потому что первое образование, музыкальное, не давало мне делать так, как нужно, то есть никаких планов, никаких финансовых отчетов, и не понятно было, почему все складывается именно так, опять на те же грабли…
«Момент, когда ты срываешь овации, это то, ради чего стоит жить»
В своих интервью вы рассказывали, что к классике никто не относится как к хорошему коммерческому проекту, но вы решились. Кто сейчас Ваш слушатель, и почему это актуально в 21 веке?
То, что мы играем, это не совсем классика, мы делаем некий фьюжн: смешиваем классическую музыку и популярную. Потому что, на самом деле, это было бы большим упущением, ведь на классические концерты ходят очень мало людей. А те, кто ходят, не готовы платить.
Практически все концерты, которые проходят во всех трех залах консерватории, бесплатные. А те, которые за деньги, стоят 500 рублей, 600, 1000 рублей… Это приносит духовное удовлетворение, но любой проект должен зарабатывать, иначе на что ты будешь жить?
Конечно, это печально, поэтому мы решили сделать микс, дать ту музыку, которая людям нравится, и подать ее в необычном звучании. Те, кто к нам приходят, могут услышать и Баха, и Моцарта, если они их любят. Тем, кому по душе популярная музыка, получат Джексона или Леди Гагу.
Таким образом, у нас широкий круг: от школьников, студентов до тех, кто еще даже не родился: к нам на концерты часто приходят беременные, а потом приносят детей-грудничков на концерты, которые, получается, растут вместе с нами…
Нет, мы не такие старые, но очень приятно, что молодое поколение нас слушает. И также, поскольку мы играем Стинга и Элтона Джона, наша аудитория — это более старшее поколение, 60+. То есть, можно сказать, что мы играем для всех возрастов.
«Мы альтруисты в музыке…Мы играем для всех»
Все отмечают, что создание особой атмосферы – отличительная черта Arfasound, как это получается?
Консерватория учила делать бесплатно и искренне, когда ты не требуешь взамен чего-то, а просто даришь себя. Мы альтруисты в музыке, питаемся эмоциями и хорошими чувствами. На концертах музыка — это подарок. Поэтому наши выступления особенные. Когда я играю свою музыку, у меня бегут мурашки. Концерты бывают настолько тихими, что ты слышишь дыхание людей, и это фантастика, потому что слышишь, что и ты, и слушатели дышат в одном ритме. А момент, когда ты срываешь овации, это момент, ради которого стоит жить.
К современной обработке музыки сразу пришли? Может быть, стоит ждать от вас модных электронных звуков?
А у нас есть дополнительный проект – коллаборация с диджеем, есть электроарфа, электроскрипка, электросаксофон. Мы делаем клубные выступления, переигрываем Дэвида Гетту, Армина Ван Бюрена.
К идее обработки классики мы пришли не сразу. Поскольку образование у меня классическое, в начале играли классическую музыку. Мы видели, как публика реагирует на что-то больше, на что-то меньше, и еще часто во время концерта у нас заказывают музыку: «Не могли бы вы сыграть такого-то композитора?», и постепенно пришли к тому, что нужно было делать что-то еще. А потом нам вдруг открылось, что во всех популярных треках можно услышать классическую музыку, мы это и раньше знали, конечно. То есть это даже не наша идея, музыка вся написана. Например, есть произведение One Republic «Secrets», они полностью списали у Баха, можно услышать виолончельную сюиту. И, когда нам стало это открываться, шаг за шагом, мы поняли, что «Боже мой! Это можно сделать самим!». Если они делают это не явно, а прикрыто, то мы стали демонстративно показывать: «Смотрите, вот! Не то, что он украл, а смотрите, мы красиво сделали оранжировку».
Arfasound Фото: Пресс-служба Arfasound
У Arfasound нет какого-то повторяющегося звучания, постоянно что-то новое. Как вы готовитесь к концертам? Бывали ли случаи, когда, действуя по обстоятельствам, вам приходилось импровизировать на сцене?
У нас проходят ежедневные репетиции по 8-10 часов. Мы записываем на диктофон, а ноты не пишем никогда. Прослушиваем, добавляем что-то новое. На концертах бывают сюрпризы, иногда кто-то из слушателей выкрикивает из зала: «А сыграйте Элтона Джона» или «Сыграйте такой-то трек». И, чтобы сделать комплимент слушателю, мы можем что-то подобрать и исполнить маленькую фразу или, если понимаем, что можем целиком, то играем полностью. Это всегда приветствуется нашим слушателем.
Арфа — очень нестандартный музыкальный инструмент. С чем был связан Ваш выбор?
Когда я пришла в музыкальную школу в 5 лет, я была очень маленького роста, и, когда меня посадили за фортепиано, выяснилось, что я не достаю до клавиш. Потом мне предложили скрипку, с ней тоже у нас не сложилось. Мы перепробовали всё , и тогда мне сказали: «Попробуй арфу». Я не знаю, почему выбор женщины из музыкальной комиссии пал именно на этот музыкальный инструмент, но она сказала, что с арфой у меня получится лучше.
Арфа, на самом деле, очень большой инструмент, и я не знаю, почему она меня увидела с ней. Но я ни капельки не жалею. Если бы у меня была в какой-то момент возможность поменять инструмент, я бы об этом даже не задумалась.
Это не только необычный инструмент, но еще достаточно габаритный. Как Вы его транспортируйте? Есть ли смешные истории, связанные с арфой?
Обычная концертная арфа весит 50-55 кг. Долгое время я играла на такой. Но потом концертов стало так много, что это было тяжело. И итальянская фабрика специально для меня сделала сверхлегкий инструмент, он весит 10-15 кг. Моя арфа особого цвета, она черная, обычно арфисты играют на белых арфах или цвета натурального дерева. А у моей очень легкий метал, что делает ее легко переносимой. Но, конечно же, когда ты идешь по улице, она находится в специальном футляре. Мне кажется, что среднестатистический человек не угадает, но почему-то все, когда видят, говорят: «О, Боже! Это арфа!» И очень приятно. Раньше меня огорчало, когда накаченные мужчины на улице отказывались помочь понести арфу, говоря, что им нельзя поднимать тяжести, а сейчас наоборот помогают все. Меня знают все во дворе, потому что все перетаскали мою арфу, поскольку концертов очень много.
Мини-концерт в Шереметьево: «Я сыграла всего одну вещь, а она расплакалась»
Необычный случай: у нас молодой человек отмечал годовщину с девушкой, он долго думал, как сделать нечто особенное, и попросил нас приехать в аэропорт Шереметьево в субботу, в шесть утра, чтобы встретить ее с музыкой. Он обзвонил весь аэропорт и просил о разрешении играть там. В день Х он вышел с огромным букетом цветов, закрыл ей глаза, подвел ко мне, вокруг стояло огромное количество людей. И для нее был мини-концерт, я сыграла всего одну вещь, а она расплакалась. Это было очень мило. Это такой самый запоминающийся случай любви и нежности к своей второй половинке.
Опишите Ваш проект тремя-пятью словами.
Глэм дивы на красных ковровых дорожках.
«Хочется обратиться к каждому, чтобы он ощутил свою особенность»
Как правило, Вы выступаете в небольших клубах, заведениях? Есть ли желание выбраться на огромную сцену?
Мы выступали и для огромных аудиторий, например, на Ночи музыки в парке Горького, в тот день насчитали 40 тысяч человек, люди действительно стояли вплотную к друг другу, все ждали концерта. У нас проходят концерты в Space Moscow на 2-3 тысячи человек. Мы выступаем на больших площадках, но предпочитаем маленькие, домашние. Гигантские площадки – это крайне неудобно для общения со зрителем. А хочется обратиться к каждому, чтобы он ощутил свою особенность на нашем концерте, будто концерт только для него.
Arfasound — уже сложившийся проект, в чем Вы видите его развитие?
Мы постепенно поднимаемся, мы выступаем в Европе, летаем на гастроли в Америку. Хочется, конечно, охватить масштаб «world wide» (всемирный — прим. авт.). Сейчас нас знают иностранцы, они подписываются на наши каналы, страницы в социальных сетях. Особенно приятно, когда подписываются музыканты, значит, музыкант одобряет то, что ты делаешь.
Для артиста жизнь – это самореализация. Когда репетируешь по 8 часов и выходишь из пространства репетиционной базы, ты хочешь понимать, что человек скажет «спасибо» или наградит аплодисментами – это высший уровень похвалы. Мы стараемся открываться людям, выступаем на радио, телевидении. Несмотря на то, что все предпочитают музыку в Интернете, мы надеемся, что слушатели продолжат ходить на концерты. И мы, когда-нибудь, до того, как нам будет по 60 лет, соберем Олимпийский.
Arfasound Пресс-служба Arfasound
Текст: Мария Зыбина
Фото: Полина Белобородова