Эра свинга, или эпоха Больших Оркестров

24 ноября 2014, 22:10

Журнал «365» продолжает цикл публикаций, посвящённых путешествию в музыкальные эпохи и направления. На подходе — 1930-е и свинг.

1930-е — перерождение джаза в новые формы.

Итак, 1930-е. Была в те года одна популярная радиопередача с Бингом Кросби (одним из самых успешных исполнителей в США, но о нём в следующем материале), и как-то к нему пришёл Луис Армстронг. Кросби попросил джазмена рассказать, что же такое свинговая музыка, на что Луис ответил: «Ах, свинг, ну хорошо. Раньше мы называли это рэгтаймом, потом блюзом, затем джазом. Теперь это свинг. Белые люди — вот кто вносит путаницу!» Собственно, вывод, который можно сделать из вышесказанного, (помимо того, что белые люди — прародители неразберихи) говоря о свинге, мы говорим всё о том же старом добром джазе!

Б. Кросби и Л. Армстронг

Б. Кросби и Л. Армстронг

В начале 30-х гг., во времена Великой Депрессии в США, линия восхождения джаза резко прервалась. Джазовые оркестры, даже весьма успешные, стали распадаться из-за экономического кризиса, множество одаренных музыкантов лишились работы, отчего им приходилось перебиваться случайными заработками. Ярким примером сильной безработицы у джазменов того периода является Сидней Беше — некогда «лучший исполнитель на духовых инструментах» ныне подрабатывал чистильщиком обуви. Однако, по мнению некоторых специалистов, экономический кризис не был единственной причиной распада джазовых оркестров. Предполагается, что примерно в это же время упал спрос на новоорлеанский джаз, вследствие чего многие студии звукозаписи, радиостанции, танцплощадки, кабаре, стали отказываться от музыки новоорлеанских мастеров.

На помощь бедным безработным профессионалам пришёл свинг. Всё та же музыка, но под другим названием, некая попытка избавится от слова «джаз», слывшего в то время жаргонизмом. Народ потянулся, не понимая толком, что слушает даже не видоизмененную, а развитую временем версию того, что считали уже немодным.

Танец свинг

Танец свинг

Свинг — такая джазовая концепция, когда некоторые ноты, имеющие одинаковую длительность на бумаге, во время исполнения звучат попеременно то длинно, то коротко. При этом ритм получается благодаря проигрыванию повторяющихся пар нот в этой манере. Основное отличие свинга от джаза, если вообще можно разделять эти два понятия, свинг требует хорошей техники исполнения, гармонии, знания принципов музыкальной организации и исключает практически любую импровизацию, являющуюся типичной практикой в джазе от самого его зарождения и вплоть до 30-х годов.

Помимо формы джазовой музыки, «свингом» называют пульсирующее ритмичное чувство, возникающее между всеми участниками оркестра во время игры, а также термин используется для общего названия всех видов свинговых танцев.

Танец свинг

Танец свинг

Еще с к конца 20-х начали появляться Биг-Бэнды — оркестры, включавшие в себя от 12 до 25 музыкантов. Отличием от маленьких джазовых оркестров было не только количество участников, но и состав музыкальных инструментов: уменьшались многочисленные струнные инструменты, взамен добавлялись духовые — трубы, тромбоны, саксофоны, кларнеты. В ритм-секции делался упор на контрабас и ударные. Так уж сложилось, что появление Биг-Бендов совпало с появлением свинга, так что иногда период, выше обозначенный как «Эра Свинга», называют «Эрой Биг-Бендов».

Эра Биг-Бендов

Эра Биг-Бендов

Основоположником стиля больших оркестров, его концепции, стал Флетчер Хендерсон. Бытует мнение, что для создания свинга на раннем этапе он сделал больше, чем кто-либо другой. Хендерсон первый среди джазовых музыкантов отошёл от полной импровизации и стал заранее записывать аранжировки, в которых, однако, оставлялось место для импровизационного солирования.

Флетчер выступал со своим Биг-Бэндом в нью-йоркском танцклубе «Роузленд Болрум». Состав оркестра не был постоянным, за весь период его существования в Биг-Бэнде Хендерсона успели побывать многие звёзды джаза тех годов, такие как: Бен Уэбстер, Коулмен Хокинс, Луис Армстронг и другие. Пик популярности оркестра Флетчера пришёлся на1930-31 гг., к концу 39-го его совершенно затмили новые ансамбли, что привело к распаду коллектива.

Но создание подобных оркестров не было единственным достижением Хендерсона, он также был весьма успешен как аранжировщик и композитор для различных оркестров, особенно удачными считаются его работы для Бенни Гудмена.

 

Бенни Гудмен, также известный под прозвищем «Король свинга», к началу тридцатых годов был уже известным джазовым музыкантом, но его оркестр, как и оркестры многих других в это время, преследовали серьёзные финансовые неурядицы.

21 августа 1935 года, в одном танцзалов Лос-Анджелеса музыканты отыграли, как они сперва подумали, последнее выступление перед распадом коллектива. Из-за своей боязни потерять и этот заказ на концерт, оркестр начал играть обычную танцевальную музыку. Публика в зале реагировала на них весьма холодно, глядя на то, как складывается ситуация, барабанщик воскликнул: «Ребята, какого чёрта мы делаем? Если это наш последний концерт, давайте сыграем его так, как бы нам не стыдно было себя проводить», и музыканты в полную мощь заиграли свой свинг. Неожиданно публика взвизгнула от восторга и, как бы это «по сказочному» не звучало, пустилась в пляс.

Именно этот вечер считается датой начала «Эры свинга». С этого момента у Бенни Гудмена открылось второе дыхание, через некоторое время он переехал в Чикаго, где, совместно с певицей Хелен Уорд, создал ряд сочинений, ставших настоящими прорывами в мире музыки того времени.

 

Томми Дорси создал первый свинговый оркестр вместе со своим братом Джимми в начале тридцатых годов, однако из-за вспыльчивого характера Томми и музыкальных разногласий между братьями, оба из которых считались руководителями ансамбля, в 1934 году Томми решил покинуть проект и создать свой собственный Биг-Бэнд.

Через год Томми, уже со своим новым оркестром, подписал контракт с звукозаписывающим лейблом RCA Victor и слава не заставила долго себя ждать, Биг-Бэнд Томми Дорси стал знаменитым уже с первых записей. Их свинг крутили по национальному радио, также весь коллектив принимал участие в радио-шоу комика Джека Перла, считавшегося чем-то вроде «Вечернего Урганта» тех лет. Многие ставшие впоследствии знаменитыми музыканты, начинали свою карьеру в составе оркестра Дорси.

  

Тем временем, в Советской России, в 1932 году, был основан «Союз Композиторов СССР», ставший главной цензурой советской музыки. На территорию перестала допускаться «слишком экспериментальная, не доступная массам музыка». Музыкальное образование при этом не останавливалось в развитии, оно стало общедоступным, открывались различные музыкальные школы и филармонии, давшие толчок многим талантливым исполнителям и композиторам советской эпохи.

О свинге же в СССР тридцатых годов никто даже толком не знал, здесь только начинал своё глобальное распространение джаз, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова («Дорогие мои москвичи», «Как много девушек хороших») и трубача Якова Скоморовского. Ими был сформирован чисто советский стиль «теа-джаз», основанный на смеси театральной и оперной музыки, вокальных номерах и, видимо из-за актерской стороны Утесова, большую часть в стиле играл элемент представления.

Текст: Любовь Бит

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ