Ближе к фестивалю: Матрошка

19 июня 2015, 14:16

Накануне первого российского фестиваля математического рока мы побеседовали с группами-участниками, чтобы разобраться, что представляет собой альтернатива мейнстримной инди-сцены. Масштаб события впечатляет — два дня в парке искусств Музеон, 12 групп со всей России и afterparty с диджей-сетами от участников. Уникальное событие, которое нельзя пропустить.

Weary Eyes, Москва 

g6UQHkyNJMY

Никита Мартюшов (басгитара)

Как удалось организовать фестиваль, и что для тебя значит это событие? 

Идея вынашивалась давно, еще с конца 2013 года, но изначально она состояла в другом — сделать вполне взрослый, но небольшой мат-рок фестиваль на один день при участии иностранных хэдлайнеров. В 2014-м это осуществить не удалось, т.к. тогда я только начинал набирать живой промоутерский опыт и замахнулся на большее, чем можно было в тех условиях осуществить. Зато за это время состоялось несколько знаковых событий — например, вышла компиляция сообщества Fecking Bahamas, в которую вошли 17 (!) отечественных представителей мат-рок движения из России. Это во многом и предопределило новый формат и подтвердило мои догадки — да, международная сцена — это круто, но и наша сцена уже имеет некоторую историю и интересную разнородность.

Через пару месяцев после выхода компиляции мы, по инициативе барабанщика Too Far East Is West Димы, создали общий чат в VK с участниками компиляции и решили сделать документальный фильм о сцене, а вторым сообщением в чате я предложил сделать фестиваль. Прошлую идею я уже обсуждал с парком Музеон, поэтому о новом формате мы договорились также довольно быстро.

Для меня это самое важное дело на данный момент, потому что цель фестиваля — открытие новых имен, а не прогулка по проторенной дорожке. Очень приятно, что мы получили информационную поддержку от изданий вроде FurFur — это говорит о том, что мы на правильном пути.

Как появилась ваша группа, и почему вы начали играть именно матрок?

Weary Eyes появились в 2011 году. Сначала это был не мат-рок вовсе, а, по сути, сольные инструментальные композиции нашего гитариста Эльдара, которые больше тяготели к пост-року, пост-металу и пост-же-хардкору. Чем дальше, тем больше каждый из нас стал вкладывать в процесс создания музыки, и таким образом она начала меняться, что продолжается и по сей день. Новые композиции многих удивят — там будет даже на 100% веселый трек, хронометражом в 3 минуты, блюз, олд-скульные соляки, немного японского звучания и т.д. Когда задействованы 4 человека, идей гораздо больше, т.к. задействовано больше бэкграунда (а у нас у всех он очень разный), и это позволяет находить более интересные решения и закатывать более драматичные истерики, если кому-то что-то не нравится.

Любой пурист и олдскульщик скажет, что оригинальный мат-рок остался на первом альбоме Hella, но мы за ним и не гонимся, как, думаю, и ни один из участников феста. Мы просто используем одни элементы музыки, которая нам нравится, с другими, а мат-рок в данном случае — скорее, общее место, т.к. жанр подразумевает использование сложных размеров, неожиданных остановок, полиритмии и т.д. Ведь именно такие приемы делают инструментальную музыку живой и интересной.

В каком контексте вы себя ощущаете (мировом или локальном, русском)?

Безусловно, в мировом. Мы общаемся со многими музыкантами по всему миру, с некоторыми имели возможность пообщаться уже лично, и все очень удивлены качеством и свежестью звучания российской сцены — так что я искренне верю, что установление тесных международных промоутерских отношений для русских музыкантов этой волны — дело пары ближайших лет. В России интерес также растет, и в первую очередь фестиваль, конечно же, делается для повышения этого awareness.

Это довольно сложное направление, требующее от слушателя определенной подготовки. Насколько оно актуально сегодня?

Это не первая волна, и она молодая, поэтому актуальность и набирается в общемировом контексте. Пока что есть один профильный интернациональный фестиваль в Англии — ArcTanGent, он проходит всего третий год, и в звучании его участников еще довольно много смежных территорий, что и позволяет им привлекать новых людей. Например, при хэдлайнерах Mono и Russian Circles можно было послушать менее известных Three Trapped Tigers, Alarmist, 100 Onces и других.

Также стоит сказать, что в 70-х люди с ума сходили от прогрессив-рока и фьюжна, музыканты типа Yes, Mahavishnu Orchestra, King Krimson собирали тысячи людей. История повторяется, и вполне возможно, что за ревайвлом 80-90-х придет ревайвл и этой эстетики, а она идейно довольно близко.

Расскажи про вашу публику: кто эти люди, большая ли аудитория, как вас принимают, какая отдача?

Ничего не могу сказать про публику, кроме того, что она чертовски разношерстная. Все зависит от того, как она докатилась до восприятия музыки, прослушивание которой требует большей концентрации — то есть, так или иначе, это люди с действительно широким музыкальным багажом: есть и те, кто слушал альтернативу, есть любители пост-рока, японских котиков, того же прогрессив-рока, метала и т.д. Может через какое-то время и появится мем «типичный мат-рокер», но собирательный образ будет скорее визуальный и довольно-таки распространенный — клетчатая рубашка и борода, в принципе такого парня можно увидеть и на концерте Pompeya.

Какой ваш следующий шаг?

В июле запишем свежую EP, про которую уже немного рассказал выше, попробуем прокатиться в некоторые города России осенью, вернемся к обсуждению своего английского тура, который собирались совершить в мае этого года, и будем расширять круг общения с музыкантами в остальном мире — пока что все только начинается.

 

Too Far East Is West, Нижний Новгород 

R8X_BDBsjg0

Дмитрий Лобачев (барабаны)

Как появилась ваша группа, и почему вы начали играть именно матрок?

Too Far East is West появились полтора года назад, и до этого оба участника играли более тяжелую музыку, хардкор или около того. Мат-рок играть мы не решали — мы играем ту музыку, которая нам нравится, и так вышло, что кто-то называет этот стиль мат-роком. По мнению интернет-издания nn-today, мы играем мат-рейв, например. А вообще, мат-рок — это весело и шумно!

В каком контексте вы себя ощущаете (мировом или локальном, русском)?
Нам хочется делиться своими идеями, интерпретируя их в ноты — вот и весь секрет. И неважно, где ты находишься — в Нижнем Новгороде, Москве или Токио — мы рады любым слушателям и с огромным удовольствием играем концерты как для 200, так и для 20 человек.

Это довольно сложное направление, требующее от слушателя определенной подготовки. Насколько оно актуально сегодня?

Правда, это требует определённой подготовки? Окей. Я готов открыть курсы! Специфика мат-рока как раз в том, что, несмотря на свои ломаные размеры и т.д., он весьма приятно ложится на ухо как подготовленному, «шарящему» слушателю, так и тем, кто слушает эту музыку впервые. И да, направление актуальное, быстро развивающееся — появляются новые крутые банды, играющие в этой или смежных стилистиках, реализуются какие-то интересные проекты, в частности как раз RMRM (Russian Math Rock Movie) — полноценная документальная видеоработа о мат-роке в России.

Как главный инициатор этого фильма, расскажи про его съемки.

Сюжет был следующий — в октябре месяце 2014 года мы решили скататься в наш первый тур. Много ли, мало ли, но набралось у нас семь городов, ну и по сему поводу мы взяли у наших друзей из нижегородской аэротрубы камеру GoPro с мыслью сваять некий видеорепортаж по итогам поездки. По факту, материала у нас набралось на 80 Гб и, приехав домой и отдохнув пару дней, я пришел к вполне себе закономерной мысли — каждый город обладает собственными интересными людьми, событиями и идеями, про каждый город есть, что показать и в каждом городе есть, что посмотреть. За сим, я, открыв социальную сеть, создал там конференцию, зазвал в нее более 20 таких же энтузиастов со всей страны, и предложил вместо нашего локального видеорепорта сделать полномасштабный документальный фильм о российском мат-роке. В поддержку съёмок было решено организовать четыре локальных фестиваля — в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Какие-то из них на данном этапе уже были проведены, какие-то — пока нет. По срокам выхода фильма ориентируемся на 2015 год. Мне бы очень хотелось, чтобы кино было готово и доступно к просмотру осенью, но торопиться не станем, в любом случае. Фестиваль как раз отчасти приурочен к съёмкам, собирается дюжина групп со всей страны показать всем немного мат-рока.

Расскажите про вашу публику: кто эти люди, большая ли аудитория, как вас принимают, какая отдача?

Чудесные люди, каждый первый, что уж там! Публику отличает, на мой взгляд, одна общая черта — каждый из них стремится получить что-то новое и яркое, у каждого горят глаза до чего-то свежего и интересного. Энтузиаст, возможно, готовый выйти из «зоны комфорта», возможно, любящий риск и азарт (но из меня так себе психолог, поэтому пусть это останется как предположение).

 

Jaunt, Москва

X_wK7LjuMNI

 Тимур Гандаев (гитара)

Почему вы начали играть именно матрок?

Мы перепробовали много тяжелых музыкальных стилей и решили остановиться на мат-роке, потому что этот жанр позволяет экспериментировать со многими стилями и не ограничивает наши идеи. Нас очень вдохновляют фьюжн- и джаз-команды, например Snarky Puppy и Cosmosquad. Мы нередко заимствуем какие-то приемы этих стилей, стараемся разнообразить звучание интересными гармониями. Из хип-хопа и фанка мы берем грувовые биты и энергетику. Подача и взаимодействие с публикой тоже имеет огромное значение. Нам кажется, что мат-року больше всего подходят шизанутые движения, и мы выработали определенную манеру, которая превращает наши выступления в своего рода перфоманс.

В каком контексте вы себя ощущаете (мировом или локальном, русском?)

В основном мы играем в Москве, пару раз ездили в небольшие туры по России с Koala Kamaji и Yawn Hic. Иногда делим сцену с зарубежными командами, например в 2014 году разогревали крутых Tera Melos. Конечно, мы хотим выйти на международный уровень, и сегодня это реально. В России это направление довольно молодое и исполнителей не так уж много, но у них большой потенциал, и они вызывают интерес международного мат-рок сообщества.

Это довольно сложное направление, требующее от слушателя определенной подготовки. Насколько оно актуально сегодня?

Мат-рок объединяет несколько музыкальных жанров, и каждый может найти для себя что-то интересное в этом мощном тандеме. Именно это и сделало его особенным жанром для нас. Приятно, когда люди замечают, что некоторые идеи мы черпаем из джазовой музыки. Сейчас во всем мире мат-рок переживает вторую волну и имеет большой потенциал развития, что всегда интересно для слушателя.

Расскажите про вашу публику: кто эти люди, большая ли аудитория, как вас принимают, какая отдача?

В основном молодежь, которая интересуется музыкой больше обычного. Аудитория небольшая, но непредсказуемая. Например, на одном из концертов мы играли перед залом со столиками, как на корпоративе. В другой раз гиг был настолько жаркий, что наш басист случайно рассек грифом глаз одному из фэнов. На концертах мы всегда стараемся найти контакт с публикой. Лучше всего это получается в маленьких клубах, где нет сцены. Во время игры мы очень любим выходить в зал, тем самым стирая грань между исполнителем и слушателем.

Очень круто, что совсем скоро будет фестиваль, что снимают документальный фильм о российской матсцене. Расскажи об этом подробнее и о своем участии в обоих проектах.

Да, мы тоже очень этому рады! Все участники фестиваля активно поддержали эту идею. По большому счёту, от групп требуется показать то, что происходит в действительности, чем они живут и как проходят концерты. Посмотрим, что получится, но в любом случае, это новый виток развития российского мат-рока, который позволит нашему направлению выйти на новый уровень. Хотелось бы в дальнейшем проводить такие фестивали и приглашать на них группы из других стран.

Какой ваш следующий шаг? Как вы хотите развиваться дальше как группа?

После фестиваля хотим полностью погрузится в работу над новым альбомом, хотим еще больше заморочиться с построением песен. Хочется, чтобы они максимум отличались по звучанию от того, что есть сейчас, но при этом сохранить атмосферу. В процессе работы над предыдущими EP мы много экспериментировали с поканальной записью на разных студиях и в итоге записались живьем на Destroy the Humanity, а в этот раз хотим все сделать самостоятельно. Не знаем, к какому результату это приведет, но надеемся, что все будет круто. На одном из выступлений нас очень вдохновила реакция зрителей, когда мы сделали фичу со сменой барабанщика: басист сел за барабаны, а драммер вышел играть соло на саксофоне. Мы решили развить эту идею и сделать новый трек с саксофоном. Может быть, будут еще духовые. Круто бы добавить синты, но это пока сугубо моя идея, надо уломать парней!

mtcrss, Курган

x49aR2ue5s8

 Александр Бутаков (гитара)

Как появилась ваша группа и почему вы начали играть именно матрок?

Это история длинная и неинтересная. Но если вкратце, то нам захотелось музыкального разнообразия. Сейчас мат-рок — это такое обобщенное понятие, более или менее сложной по структуре инструментальной музыки. mtcrss не играет чистый мат-рок. Мы пользуемся некоторыми приемами. Объединяем с приемами других стилей. Не зацикливаемся на одном риффе в треке — нам просто становится скучно от этого. Но это не есть прием мат-рока. Прием этого стиля — сложные размеры, чистый перезвон телекастеров и теппинг. Еще много шума, так называемого нойза. Сложные размеры, по возможности, стараемся добавлять, но не увлекаемся. Чистому телекастеру предпочитаем перегруженый. Иногда используем теппинг. Главное для нас — это мелодичность. Наша задача — показать, что музыка куда громче слов.

Это довольно сложное направление, требующее от слушателя определенной подготовки. Насколько оно актуально сегодня? 

Направление актуально в узких кругах. И эти круги постоянно то расширяются, то сужаются. Эта музыка для тех, кто устает от радиохитов, техно или панк-рока. Немного инструментального мат-рока, дабы перезагрузиться, и ты вновь готов к радиохитам, техно и панк-року! То есть слушатель не обязательно должен быть подготовлен, слушатель должен быть искушен.

 Расскажите про вашу публику: кто эти люди, большая ли аудитория, как вас принимают, какая отдача?

Наша публика очень разная. И ведет она себя на концертах также по-разному. Сложно оценивать размеры аудитории, но принимают люди всегда хорошо — слушают, танцуют, задают вопросы, что-то советуют.

Очень круто, что совсем скоро будет фестиваль, что снимают документальный фильм о российской матсцене. Расскажи об этом подробнее и о своем участии в обоих проектах.

Мы тоже считаем, что участие в этих проектах — штука классная. Все благодаря отечественным музыкантам-мат-рокерам-инструментальщикам, решившим взять все в свои руки и сообща начать делать великое и интересное. Смысл этих затей не столько популяризация жанра в нашей стране, а, скорее, желание показать отечественную сцену западу. Ведь многие  группы, участвующие в съемках фильма и фестивале, уже не раз рецензировались на западных тематических ресурсах, принимали участие в сборниках и т.д. Вот и решили показать, как в нашей стране живут мат-рокеры. Уже решено, какие камеры будут использованы, в каком стиле будет цветокоррекция, кто будет ее делать и кто будет делать монтаж — все серьезно. Планируются субтитры на английском и японском языках.

В каком контексте вы себя ощущаете (мировом или локальном, русском?)

Этот вопрос перекликается с вопросом о фильме. Показать себя Западу. Конечно, есть интерес сыграть на мировых площадках, вырасти до уровня фестивалей, а не сидеть в Кургане, поигрывая в Harats pub.

Какой ваш следующий шаг? Как вы хотите развиваться дальше как группа?

Наш следующий шаг — альбом. Для него у нас готово много интересного. Будем удивлять — будет и развитие.

 

POBEDA, Москва

CZtA3SnS6og

 Павел Николаев (гитара) и Виталий Зимин (басгитара, вокал)

Как появилась ваша группа и почему вы начали играть именно матрок?

Паша: Группа появилась сама собой, было желание играть что-то, что нравилось бы самим. Цели играть именно мат-рок, к которому нас причисляют, как таковой, не было — просто открывали для себя какие-то группы с новыми «фишечками», которые нравились и которые хотелось использовать.

Как вы понимаете это направление и что характеризует именно вашу группу?

Вет: Направление характеризуется нестандартными музыкальными размерами, вроде 7/8 (в честь которого и названа промо-группа, организующая фестиваль «Матрошка»). Причем, за одну композицию этих размеров может смениться несколько.

В музыке Pobeda не столько мат-рока, сколько пост-хардкора и эмо «старой школы» вроде Fugazi, Jawbox и At The Drive-In. У нас есть вокал, даже два. Благодаря этому мы, возможно, будем белой вороной на фестивале.

В каком контексте вы себя ощущаете (мировом или локальном русском?)

Вет: Сейчас сложно сказать. Наверное, в мировом, но пока это на локальном уровне. Мы ведь только начинаем. С момента выхода дебютного альбома прошел всего месяц.

Это довольно сложное направление, требующее от слушателя определенной подготовки. Насколько оно актуально сегодня? 

Паша: Направление действительно непростое. Но все-таки мы стараемся особенно не злоупотреблять «сложностями».

Вет: Мы пишем песни. Нам можно подпевать в толпе, не высчитывая в голове, где какая часть трека, в отличие от многих других групп жанра.

Расскажите про вашу публику: кто эти люди, большая ли аудитория, как вас принимают, какая отдача?

Вет: Пока этих людей не очень много. На локальные концерты приходит от 50 до 150 человек. Но принимают очень хорошо. Бывает, разогреваешь какую-нибудь западную команду, а к тебе после концерта подходят абсолютно незнакомые люди и говорят, что ты выступил лучше, чем хедлайнер.

Очень круто, что совсем скоро будет фестиваль, что снимают документальный фильм о российской матсцене. Расскажи об этом подробнее и о своем участии в обоих проектах.

Вет: Это действительно очень круто, что тут добавить. Организовать такое — многого стоит. Мы с нетерпением ждем как самого феста, так и фильма. Это многим должно быть интересно. Особенно, если ребята сделают версию с субтитрами. Наверное, во многих странах даже и не подозревают, что у нас есть хоть какая-то движуха, не говоря уже о мат-рок сцене.

Какой ваш следующий шаг? Как вы хотите развиваться дальше как группа?

Паша: Следующий шаг — только вперед! Уверенный такой, твердой поступью шаг.

Вет: Туры, новый альбом, ну, в общем, схема известна.

Текст: Оксана Тимченко

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТСЯ