Барбра Стрейзанд: не Барбара

25 апреля 2015, 13:36

24-го апреля исполнилось 73 года певице, актрисе, режиссеру и филантропу Барбре Стрейзанд, чье меццо-сопрано, близкое к оперному, навсегда изменило американскую поп-музыку. Мы решили вспомнить, как состоялась ее карьера.

Барбра всегда знала, что могла петь, но первой целью было актерство. Мама не хотела отпускать Барбру на эстраду, так как полагала, что многих отпугнет нос дочки. Но Барбра, бойкая внучка русских евреев, знала, кто действительно делает погоду в шоу-бизнесе. Ей советовали сменить фамилию целиком, потому что еврейское «Стрейзанд» было докучливым, а она вместо этого выкинула одну букву имени.

В 1963-м вышел первый альбом певицы, который незамысловато, но гордо назывался «The Barbra Streisand Album». Этой маленькой псевдо-опечаткой она не только закрепила за собой должность одной и единственной Барбры, но и переизобрела себя, создала себя новую — Америка ведь страна возможностей.

«Нет, правда,

Я звезда,

Просто об этом никто не знает»

 

 (Отрывок из мюзикла «Забавная девчонка», где Барбра поет про старт карьеры и поминает в потоке самоиронии «American Beauty nose»).

Сильная сторона творчества Барбры — ее индивидуальные, полные драматизма интерпретации масскульта, над которыми она работала вместе с такими композиторами, как Стивен Сондхайм и Мишель Легран. Она вдвое замедляет «The Windmills of Your Mind», ставшую классикой в исполнении Дасти Спрингфилд, и превращает ее в неповоротливое, пронзительное колесо.

 «Как спирали завитушка,

Как вращенье колеса,

Как верёвка на катушке

Без начала и конца»

 

Творчество Барбры сильно опирается на политику. С начала 70-х она поет не только про любовно-общечеловеческое, но и про международно-социальное.

 «Прочь заботы и проблемы

Их больше не будет»

(Редкая запись «Happy Days Are Here Again», песни, которую Барбра тридцать лет спустя исполнит на фоне фотографий инаугурационной кампании Клинтона).

Барбра, умная женщина, вплетает модернистские тенденции в популярное. Так произошло, например, в случае «Everybody Says Don’t», когда она попросила, чтобы открыто феминистскую песню аранжировали не как стандартно бродвейский номер, а как «звук классического гнева, как у Бартона и Стравинского».

 «Когда все говорят:

«Дамочка, не лезь не в свое дело»,

В девяти из десяти случаев

Ты права»

 

На данный момент иисполнительнца записала 34 студийных альбома, самый успешный из которых, «Guilty» (1980), продался тиражом более 15 млн экземпляров. Она спела в дуэте с Джуди Гарланд, Рэем Чарльзом, Селин Дион и Донной Саммер, и это только несколько имен. Барбра осуществила детскую мечту, исполнила многочисленные роли в кино и сама поставила несколько фильмов, у одного из которых, «Повелитель приливов», семь номинаций на «Оскар».

(Happy Days Are Here Again в исполнии Стрейзанд и Гарланд).

В 99-м Барбра решила оставить все. У неё уже был «Оскар», «Тони», «Эмми», «Грэмми» (высшие американские награды в области кино, театра, телевидения и музыки соответственно), а душа просила покоя. Однако в двухтысячных вернулась Стрейзанд. Почти разменяв восьмой десяток, певица оказалась актуальна как никогда: хит 2010 года облетел все утюги, раболепно, в культе слепого танцевального поклонения заимствуя ее имя и присовокупив губы трубочкой.

Меццо-сопрано Барбры внесло, как и творчество ее главного конкурента Фрэнка Синатры, откровенно трагедийный оттенок в безмятежный пейзаж американской поп-музыки. В своей культовой композиции «Woman In Love» она задает каверзный любовный вопрос, которым едва ли мучается она одна – «What do I do?» — и становится ясно: Барбра — не просто бруклинская девочка со смешным носом, а идол в самом первобытном его понимании, продолжательница многовековой традиции плакальщиц.

 «Это право, что я защищаю,

Вновь и вновь.

Что я делаю?»

 

Текст: Михаил Захаров

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ