Уютный бар «Дорогая, я перезвоню» в центре столицы. За столиком располагаются Александры Красовицкий и Заранкин – солист и клавишник группы «Zero People». Внешне музыканты «Animal ДжаZ» совершенно раскрепощены, будто бы нет объяснимого волнения перед пресс-конференцией, посвящённой выходу второго DVD в истории их сайд-проекта. Хотя такое поведение вполне объяснимо. Коллектив уже приобрёл репутацию достаточно успешного: к примеру, через час после встречи с журналистами Александров ждали в студии одной из федеральных радиостанций, а вечером на концерте в клубе «16 тонн».
«Джедай» – это второй альбом «Zero People». Изменилось ли что-то при создании песен с момента выхода дебютной пластинки?
Заранкин: Мы, безусловно, претерпели некоторые изменения. Изначально наш проект планировался исключительно как клавишно-вокальный. Но по ходу дела он трансформировался во что-то более электронное – то, что мы слышим на первом альбоме «Ловец Тишины». Тогда нам не хватало каких-то звучков, битов, электронной красоты. А потом мы решили сыграть в Москве как раз в клубе «16 тонн» концерт просто под электропиано – и поняли, что именно в таком виде группа должна существовать дальше. Однако в процессе работы над пластинкой «Джедай» нам вновь стало не хватать каких-то электронных штучек. В итоге получилось довольно сбалансированно. Причём, крайний альбом менее электронный, чем первый!
Красовицкий: Половину звуков я издавал своим собственным ртом.
Заранкин: Да, мы сменили подход, у нас очень мало электроники. Мы там шуршим, где-то шумим, свистим…
Красовицкий: Мне как-то больше нравится клавишно-вокальный вариант песен: можно остановиться во время композиции, начать разговор в середине куплета и потом вернуться к исполнению обратно.
Zero People
Вы говорите о том, что музыка «Animal ДжаZ» вызывает желание жить, а песни «Zero People» желание умереть. Поясните, пожалуйста, это.
Красовицкий: В «Zero People» больше саморазрушения, какого-то самокопания – это, конечно, ближе к смерти, чем к жизни. «Animal ДжаZ» – это более романтический проект; это та часть моей натуры, которая любить дарить цветы, например, ухаживать и вообще любит любить. А вот другая часть, может, и стремится к смерти, но не призывает никого. Она скорее констатирует: я сейчас в такой ситуации, что мне, честно говоря, легче удавиться, чем жить. Такое бывает у каждого иногда.
Заранкин: Но только в рамках выступлений, после них мы выруливаем на позитивную историю. Когда ставим точку в концерте, мы не оставляем человека в ощущении безнадёжности.
Красовицкий: Это позитив со слезами, то есть человек выплакался, наконец, дошёл до своего дна, ниже уже некуда, поэтому потом ты просто поневоле начинаешь вытягивать себя за уши. И песни, которые исполняются в конце концерта, потихоньку выводят тебя, но уже человеком, познавшим дно. Как очищение такое происходит: признался сам себе во всех своих грехах, словно на исповеди, только с самим собою. После поневоле что-то светлое заполняет этот вакуум образовавшийся.
Вы некоторое время назад сказали, что конфликтов между «Animal ДжаZ» и «Zero People» не возникает. Изменилось ли что-то с тех пор?
Красовицкий: Вот теперь не возникает, сейчас можем не врать при ответе на этот вопрос, как тогда соврали. В начале, конечно, парни напряглись: не известно было, что мы вдвоём придумали. А потом они сходили на концерт и поняли, что это совсем не конкурент, что массовости здесь никакой не может быть и не будет. Ребята выдохнули – и сейчас всё прекрасно. Например, басист «Animal ДжаZ» ставит своему ребёнку первый альбом «Ловец тишины» в машине – маленький Лёлик наизусть уже его знает.
То есть вы не планируете придать такой масштаб «Zero People», как «Animal ДжаZ»?
Красовицкий: Да мы и с «Animal ДжаZ» не планировали никогда и сейчас не планируем. Просто пытаемся придумать, наконец, уже хоть одну хорошую песню.
Заранкин: Трудно заниматься такими вещами, как планирование масштаба. Мы не сидим с картами и не думаем: ну чего, какой будет масштаб?
Пресс-конференция Zero People
А как в наше время может стать популярной начинающая группа?
Красовицкий: Может стечение обстоятельств сработать – случайно попадут на заметку какому-нибудь именитому человеку в музыкальном мире. Но чаще всего традиционно группа выступает в клубах, потихоньку становится чуть более известной, если хорошо играет или чего-то стоит. Конечно, без менеджера – это вообще невозможно. Во время знакомства с Михаилом Козыревым, который тогда был программным директором «Нашего радио», он мне сказал в ответ на то, что в начале выступлений «Animal ДжаZ» у нас не было менеджера: «Очень плохо, раз нет у группы директора, так как я вам буду говорить такие слова, которые вас, как автора, будут ранить, а если бы я общался с директором, то он доносил до вас мои мысли в смягчённом виде». Директор – это необходимая подушка моральная между группой и организаторами концертов.
Заранкин: У нас есть в Петербурге знакомые группы, которые только начинают свой путь, но они уже хороши. Мы приходим на концерт, всё отлично: человек поёт по-русски, музыканты играют… Но о них никто не знает. И нет таких людей, которые помогут исполнителям.
Красовицкий: В российской музыке две самые главные проблемы: отсутствие как топ-менеджеров, так и мелких менеджеров; и вторая – отсутствие вокалистов. Других проблем у нас нет. Песни все умеют писать, стихи отличные, а вот донести их – вокалист должен это делать. Гитаристов уйма, барабанщиков, композиции придумывают… Ну и вторая, повторюсь, на сцену их некому вывести.
Будут ли в проекте «Zero People» использоваться в качестве текстов песен стихотворения, тронувшие вас?
Красовицкий: Мы уже играем песню «Жди меня» на одноимённое стихотворение Константина Симонова про войну. Хотя в нашем исполнении это произведение уже не о войне… скорее, про гастроли. Возможно, будем и в дальнейшем экспериментировать с поэзией, было бы стихотворение.
В конце песни «Счастье» вы поёте о том, что вас просят часто дать советы. Так и есть?
Красовицкий: У меня постоянно, причём на одни и те же темы – те, на которые я ответов не знаю: что такое любовь, есть ли любовь?
Заранкин: У меня тоже постоянно спрашивают: какие клавиши купить, какой аккорд в припеве? Но если бы мне такие вопросы, как тебе, задавали, я удалился из социальных сетей.
Красовицкий: А если бы мне, как тебе, – я вообще повесился.
Фото: Артём Замудряков