22 года The Rock and Roll Hall of Fame

31 августа 2015, 17:20

31 августа 1993 года состоялось официальное открытие Зала славы рок-н-ролла. «365» предлагает небольшой экскурс в историю ставшего легендарным музея.

Гордая американская нация в принципе славится своей любовью увековечивать достижения сограждан. Справедливо будет заметить, что подобный патриотизм не всегда безоснователен. Так, еще в далеком 1986 году владелец крупной звукозаписывающей компании Atlantic Records Ахмет Эртегюн решил собрать команду из журналистов, юристов, издателей и продюссеров с целью сохранить и задокументировать историю рок-н-ролла, а также просветить и вдохновить тех, кто решил продолжить эту индустрию менять.

Музей и Зал Славы Рок-н-Ролла было решено основать в Кливленде (штат Огайо): именно там находилась радиостанция WJW, ведущий которой, Алан Фрид, и изобрел термин «рок-н-ролл». Местные жители и чиновники не сильно противились: последние выделили 65 млн. долларов общественных денег, чтобы заложить здание, а петицию за выбор Кливленда в качестве места, где должен располагаться Зал Славы, подписали порядка 600 000 человек.

Грандиозное открытие Зала Славы Рок-н-Ролла произошло, тем не менее, только спустя семь лет, в 93-м. Перед десятитысячной толпой, по всем канонам, была перерезана ленточка, а на следующий день — отыгран концерт с поистине звездным лайнапом: Чак Берри, Боб Дилан, Эл Грин, Джерри Ли Льюис, Арета Франклин, Брюс Спрингстин, Игги Поп, Джон Фогерти, Джон Мелленкэмпа и многие другие выступили на церемонии открытия Зала Славы Рок-н-ролла.

С 1997 года Зал Славы проводит множество выставок разных масштабов. Первая крупная выставка музея открылась 10 мая 1997 года и называлась I Want to Take You Higher: The Psychedelic Era, 1965 – 1969. Она состояла главным образом из восковых копий разных артистов, среди которых Джон Леннон, Эрик Клэптон, Джон Себастиан, Дженис Джоплин; материалы, относящиеся к Международному Поп-Фестивалю в Монреале и знаменитому Вудстоку. Далее последовали выставки ELVIS, Roots, Rhymes and Rage: The Hip-Hop Story, Rock Style, Lennon: His Life and Work, In the Name of Love: Two Decades of U2 и еще множество экспозиций о легендарных представителях музыкальной индустрии.

120526-Rock-n-Roll-HOF-Front

Музей и Зал Славы Рок-н-ролла вообще известен своей любовью к публичными мероприятиями: концерты, интервью, лекции, кинопросмотры и другие события, помогающие рассказать историю рок-н-ролла. Каждый февраль организация празднует Black History Month, организовывая мероприятия, показывающие важную роль, которую сыграли афроамериканцы в истории развития музыкальной индустрии.

В контексте нельзя не отметить Hall of Fame Series: участники Зала Славы дают публичные интервью, отвечают на вопросы аудитории и проводят выступления. Существует также Legends Series, участие в котором принимают музыканты, которые еще не были увековечены в Зале Славы. Наиболее престижным является American Music Masters Series. Ежегодно музей чествует одного из членов Зала Славы серией мероприятий: от специально снятых документальных фильмов до интервью и выставок, посвященных личности сделавшей вклад в развитие жанра. В разное время подобной чести удостоились Сэм Куки, Мадди Уотерс, Дженис Джоплин, Джерри Ли Льюис и многие другие.

iowa-rock-n-roll-hall-of-asdfgnbmn

Артисты входят в Зал Славы Рок-н-Ролла на ежегодной церемонии посвящения, которая из года в год проводится в различных городах, чаще всего это Нью-Йорк, Лос-Анджелес или сам Кливленд. Обычно число номинантов колеблется от шести до двенадцати исполнителей. Отборочный комитет Зала Славы, в который входят авторитетные историки музыки, выбирает претендентов по четырем группам: певцы (и певицы), группы и инструменталисты, композиторы и продюсеры, сессионные музыканты. Впоследствии около тысячи экспертов принимают участие в голосовании, среди них журналисты, продюсеры, преподаватели университетов и многие другие лица, имеющие определенный вес в музыкальной индустрии. По меньшей мере 50% голосов становятся для исполнителя проходным билетом в число избранных. Критерием выбора для членов комитета является оказанное исполнителем влияние на рок-музыку и значимость его вклада в развитие жанра. Каждый новый член списка Зала Славы Рок-н-Ролла присутствует на церемонии, где ему вручает награду исполнитель, который в наибольшей степени повлиял на музыку награждаемого. Примечательно, что музыкант может встать в число номинантов только по прошествии 25 лет с момента выпуска его первого альбома.

Куратор музея Джим Хенке особенно гордится библиотекой и архивом Зала Славы, которые, с его слов, должны стать самым значимым центром по исследованию популярной музыки. На данным момент кливлендская библиотека является самым большим в мире хранилищем материалов, относящихся к истории развития рок-н-ролла. Ее основная задача состоит не только в сборе и хранении материалов, имеющих историческую ценность для жанра, но и в снабжении этими материалами всех интересующихся: преподавателей, студентов и школьников, журналистов, историков и широкую общественность. Кроме редких концертных записей и материалов, коллекция содержит и частные предметы, например, личные письма Ареты Франклин и рукописные тексты Джими Хендрикса.

2014RockNRollHallFameTrip-005

Для большинства фанатов рок-музыки очевидна необходимость Зала Славы, однако, в последнее время кураторы нередко сталкиваются с отрицательной критикой в свой адрес. Камнем преткновения становится тот факт, что номинанты отбираются закрытым кругом людей, которые не являются музыкантами и руководствуются своим субъективным мнением при выборе «достойных» музыкантов. Не обходится без полемики относительно прозрачности отборочного процесса. Возмущенные поклонники который год отправляют петиции, призывающие комитет открыто голосовать «за» и «против», однако, десятки тысяч подписей оказываются не в состоянии поменять ход процесса. Кроме того, пока одни фанаты негодуют по поводу самовольничества комитета, другие называют Зал Славы «пентеоном религиозных реликвий», заявляя, что музыку нужно слушать, а не поклоняться меховым барабанам ZZ Top или первой гитаре Джорджа Харрисона.

Впрочем, судя по тому, что Зал Славы не только продолжает существовать, но и активно развивается и пополняет коллекции, никакая критика пока не способна убедить фанатов рока в абсурдности идеи его существования.

 

Текст: Анастасия Кухарчук

НОВОСТИ


ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ