Возле «храма» изобразительных искусств уже жужжал рой журналистов. Все что-то бурно обсуждали. Вскоре к ожидающим вышли Ирина Антонова (президент ГМИИ им. А.С. Пушкина), Натали Криньер (дизайнера проекта) и сам виновник торжества, который в этот день праздновал свое 50-летие, Валентина Юдашкина.
Немного потоптавшись возле входа, мы отправились бороздить пространства искусства в моде. Заглянув в зал Греческого искусства эпохи классики, мы увидели подиум с моделями в стиле древнегреческих хитонов, на которых четко прорисованы драпировки, силуэтная линия и декоративные элементы. Выглядели они, как мраморные и бронзовые колонны. Дальше нас унесло в эпоху эллинизма. Вдохновившись этим периодом, дизайнер создал серию платьев на принципе восходящей динамики линий. Складки платьев напоминали нам греческую тунику Дианы Версальской. Проработка элементов отделки этой коллекции нарядов вызывают ассоциации с великолепными работами античных скульпторов.
Плавно с греческого искусства мы перемещаемся на величественное искусство древней Италии и Рима. Асимметрия кроя и линейно-ритмические драпировки платьев напоминают узоры складок тяжелой величественной римской тоги статуи Цезаря. Об эпохе Средневековья красноречиво говорит коллекция «Византия», созданная Валентином Юдашкином в 2000/2001 годах. На ее создание дизайнера вдохновили мозаичные убранства константинопольских храмов, восточные парчовые ткани, золотое и серебряное шитье, пурпурный цвет как атрибут императорской власти.
Путешествуя во временном пространстве, мы незаметно очутились в эпохе Возрождения. Обращаясь к великим образам итальянского Возрождения, Валентин Юдашкин придает своим моделям «скульптурный объем» с помощью тяжелых шелковых и атласных тканей, а также богатой вышивки. В отделке платьев особую роль играет кружево, которое появилось в Италии на рубеже XV – XVI веков.
А вот искусство Франции разных времен в коллекции Валентина Юдашкина отображено в куполообразных кринолинах и корсетах. Дизайнер уделяет большое внимание изысканности, характерной для стиля рококо. В декоративной аппликации ручной работы, насыщенной цветовой гамме прослеживаются игривые нотки французского шарма. Особенно поражает сходство простого строгого платья с завышенной талией из ткани со струящими складками и платья на картине Мадемуазель Ривьер «Дама с Лирой».
Одним из самых любимых для российского модельера является стиль барокко. Черпая вдохновение в портретной живописи Луиджи Кресли, Юдашкин создал коллекция пышных корсетных платьев с широким декольте, открывающем плечи, драпировками и узкой талией. Эти платья восхищают и поражают воображение. Среди этих настоящих произведений искусства Валентин Юдашкин сам для себя отмечает платье с орнаментальной вышивкой «Невская ограда Летнего сада» из коллекции «Путешествие из Петербурга в Москву».
Всего в выставке представлено 78 экспонатов, каждый из которых ассоциируется с художественными полотнами и стилем зала либо по форме, либо по цветовой гамме. Тут вы не найдете какой-то новоиспеченной модной тенденции, здесь — удивительный единый мир моды и искусства, где они по-особенному совместно оживают.
Выставка Юдашкина поможет по-новому взглянуть как на коллекции платьев знаменитого русского кутюрье, так и на шедевры постоянной экспозиции музея. За 25 творческой деятельности Валентин Юдашкин создал более 50 коллекций haute couture.
Фото из каталога на выставке «Валентин Юдашкин. Мода в пространстве искусства».