Хорст Пауль Альберт Борман родился в Германской империи, обучался искусству в Париже, жил и работал в США, пережил две мировых войны и посему может считаться гениальным фотографом, воплотившим богатейший опыт своей жизни, созвучный опыту всего 20-го века в искусстве фотографии.
Воспитываясь в аристократической семье, и проведя ранние годы жизни среди наследников уходящей Belle Époque, Хорст с детства проявлял интерес к авангардному течению современного искусства. Следуя своему увлечению, юность он провел в Париже, обучаясь архитектуре у двух главных фигур конструктивизма — его основоположника Вальтера Гропиуса и главного приверженца новой архитектурной концепции Ле Корбюзье.
В этот же период Хорст увлекся фотографией – через год его работы публикуют в Vogue. Однако настоящая слава пришла к Хорсту лишь в марте 1932 года, когда на страницах британского Vogue публикуются три студийных и один портретный снимок дочери сэра Джеймса Данна, покровителя живописи и ярого поклонника сюрреализма.
Так начался профессиональный взлёт фотографа: он становится постоянным сотрудником французского и американского изданий Vogue. Для многих имя Хорста и понятие «стиль Vogue» стали синонимами. А скандальный клип Мадонны Vogue 1990 года был снят по мотивам самых известных фотографии. Портрет «Корсет Мэйнбохер» принято считать вершиной эротизма в фотоискусстве, а Хорста – одним из создателей эротической фотографии в её современном виде. Недаром в основу современной фэшн-индустрии положена изящная формула, выведенная в том числе и Хорстом: «Модно лишь то, что эротично».
В 1932 году он делает портрет Бэтт Дэвис, который является первым в серии портретов знаменитостей. Коллекцию Хорст будет пополнять на протяжении всей своей жизни. В течение следующих двух лет он фотографирует Ноэла Кауарда, Ивонн Принтемпс, Лизу Фонсагривс, графа Лукино Висконти ди Модроне, герцога Фулько ди Вердура, барона Николя де Гинзбурга, принцессу Наталью Павловну Палей, Дэйзи Феллоуз, принцессу Марину Греческую и Датскую, Коула Портера, Эльзу Скиапарелли и многих других.
В 1945 году Хорст фотографирует президента США Гарри Трумэна, и начиная с этого времени и до самого конца карьеры делает портреты каждой новой первой леди страны.
В шестидесятых Хорст по совету главного редактора Vogue создает серию фотографий иллюстрирующую жизнь представителей высшего общества: Консуэлы Вандербильт, Мареллы Аньелли, Глории Гиннес, баронессы Полины де Ротшильд и барона Филиппа де Ротшильда, принцессы Елены Греческой и Датской, принцессы Татьяны Зайн-Виттгенштайн-Берлебург, Ли Радзивилл, герцога и герцогини Виндзорских, Перегрина Элиота, Оскара де ла Рента, Энди Уорхола, Ива Сен-Лорана, Дорис Дьюк, Эмилио Пуччи, Аманды Бурден, Паломы Пикассо и многих других.
За шесть десятков лет, проведенных Хорстом в великосветских гостиных и на модных показах, Хорст собрал настоящую коллекцию знаменитостей: Коул Портер, Кетрин Хепберн, Палома Пикассо, Коко Шанель, Анри Картье-Брессон, Сальвадор Дали, Лукино Висконти, Ив Сен-Лоран, Гертруда Стайн, Грета Гарбо, Жаклин Кеннеди, Изабелла Росселини и т.д.
Хорст когда-то сказал, что фотография вряд ли связана с работой мозга, ее дело – привлекать взгляд. Однако его собственный стиль, выработанный годами упорного труда абсорбировал достижения современников фотографа, отточил и довел их приемы до режущего глаз совершенства. Основными принципами студийной работы Хорста были четкость геометрических форм; игра света и тени; внимание к деталям и внешней холодноватой красоте и невероятная отточенность стиля. Хорст выстраивает кадр как архитектурную композицию. Ритм и пропорции безупречны. Особое внимание Хорст уделял освещению: при этом он сам разработал новаторский для своего времени способ создания светового рисунка, который придавал снимку трёхмерность и особый драматический эффект. Источники света он располагал вверху по диагонали, создавая плотно обтекающий модель световой рисунок. Благородство и изящество линий в его работах выдают осведомлённость Хорста в вопросах теории и практики искусства. Множество его техник в fashion фотографии используются и по сей день.
В 1992 году фотограф начал испытывать серьезные проблемы со зрением и отошел от работы. Сегодня Хорст – один из самых дорогих фотографов ХХ века, цены на его оригинальные авторские отпечатки, весьма редкие на рынке, постоянно растут. Последние два года они колеблются между $7 500 и $12 500.
Выставка «Хорст: фотограф моды» проходит в Музее Виктории и Альберта с 6 сентября 2014 по 4 января 2015 года.